?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На майдане

В начале девяностых, когда по окраинам СССР уже вовсю пылали межнациональные конфликты, тогдашний главный редактор одной из центральных газет отправил меня в очередную командировку, на этот раз в Узбекистан. Ты, мол, знаешь, что там к чему, поэтому поезжай.

За день до этого в одном из райцентров Ташкентской области толпа узбекской молодежи пошла "разбираться" с турками-месхетинцами, которых после ферганских погромов временно поселили в местном пансионате. Милиция то ли не смогла справиться с толпой, то ли её разоружили загодя - уже не помню. Словом, стражи порядка этот самый порядок навести не смогли. Тогда власти подогнали к райцентру внутренние войска и те открыли огонь, положив несколько десятков человек.

Пока я летел до Ташкента, а потом ещё добирался до райцентра на машине, взятой в нашем ташкентском корпункте, ситуация в зоне конфликта успела развиться до неведомого для тех лет сценария. Солдатики, постреляв, ушли, причем, вместе с милицией и всей местной властью. Им было из-за чего делать ноги. Население, придя в себя после побоища, устроило что-то вроде нынешнего киевского майдана, тем более что советские города и веси по планировке устроены примерно одинаково. То есть в центре - нехилых размеров площадь с памятником Ленину, какое-нибудь обширное панно, отображающее местные достижения и, по периметру, - всякого рода административные постройки.

К моему приезду часть этих построек была уже разгромлена, а площадь заполонена митингующими, которые в основном задавались вопросом: за что с нами так? Палки, камни, арматуры ну и, конечно, негодование клокочущей толпы, состоявшей как минимум из всего населения района.

В Доме быта, примыкающем к центральной площади, заседала, если вновь проводить аналогии, местная Верховная рада - аксакалы. Правда, в отличие от Верховной рады Украины и толпы на улице, старики лишь о чем-то тихо переговаривались или многозначительно молчали. Как единственного представителя прессы, да ещё и центральной, меня, разумеется, препроводили на это заседание, предварительно продемонстрировав последствия расстрела и разгромленные помещения райкома партии и райисполкома.

Старики рассказывали о случившемся, я записывал. Что-то спрашивал и вновь записывал. Так продолжалось часа полтора, пока в зал не вошел один из представителей толпы.

- Ваша фамилия Соколов? - грозно спросил он, потрясая свежим номером газеты, где я работал.
- Нет, не Соколов. А что случилось? (Соколов заведовал нашим корпунктом в Ташкенте и здесь его никак быть не могло, тем более что я забрал его машину вместе с водителем).
- Вот, читайте! - Представитель толпы обратился уже к слегка озадаченным старикам, потрясая всё той же газетой. - Этот Соколов пишет, что мы экстремисты и зачинщики беспорядков в нашем райцентре.

И действительно, когда у меня забрали редакционное удостоверения, а вместо него вручили газету, в короткой заметке, переданной Соколовым по телетайпу в Москву, я прочел об экстремистах и беспорядках. Запахло крупными неприятностями. Мало того, что на меня разом ополчились прежде совершенно меланхоличные старики, размышлявшие, что делать дальше, в неистовство и в движение пришла толпа на площади.

- Это вы народ называете экстремистами? - кричал тот, кто принес газету, подтащив меня за шиворот к раскрытому окну.

Больше всего мне почему-то запомнилось в тот момент лицо моего водителя, хотя он находился на довольно приличном расстоянии, околачиваясь возле автомобиля. Оно из смуглого, как у всех узбеков, моментально стало белым, едва значительная часть толпы рванула в сторону автомобиля. "Нет, это уже не неприятности, это кирдык", - подумал я, увидев, что и водителя, и автомобиль накрыла орущая, ощетинившаяся палками, лавина. Дело в том что доселе мое пребывание в горячих точках почти не сопрягалось с перспективой стать жертвой толпы. Из максимума, что мне выпало, если не считать ужасающих картин погромов и убийств на национальной почве, - это когда кучка националистов приперла меня к стенке в одном из аэропортов за то, что я отказался разговаривать с ними на местном языке, поскольку таких, как они, мне удобнее посылать к едреной фене по-русски. Тогда, хоть и без особого энтузиазма, вмешались милиционеры. За журналиста, да еще из Москвы, по тем временам можно было огрести серьезные неприятности от местного обкома партии. И это согревало душу. Но на этот раз рядом не то что милиции, даже завалящегося профорга не было, хотя, наверное, он вряд ли чем помог.

- Давай, пошли на площадь, - продолжал кричать принесший газету, что сейчас, по прошествии двух десятков лет, вновь пробуждает во мне невольные ассоциации. Ведь слово "площадь", которое тогда произносилось чаще всего, на узбекском звучит точно так же, как и на украинском - "майдан".

(что-то много букв получилось, позже допишу)

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
avielle
Feb. 27th, 2014 07:21 am (UTC)
Продолжение?
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 10:27 am (UTC)
Да, допишу как будет свободная минутка)
zveriozha
Feb. 27th, 2014 07:26 am (UTC)
Не хватает финального месседжа, так сказать.. :)
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 10:27 am (UTC)
Разумеется, ибо пока не финал)
medova_z_percem
Feb. 27th, 2014 08:36 am (UTC)
майдан
сколько общего)..даже в языках ;)..
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 10:29 am (UTC)
Re: майдан
Иногда причудливо. Всякий раз думал, почему у узбеков "кавун" - это дыня, а у украинцев - арбуз)))
Re: майдан - medova_z_percem - Feb. 27th, 2014 12:01 pm (UTC) - Expand
Re: майдан - ipodman_01 - Mar. 5th, 2014 01:48 pm (UTC) - Expand
Re: майдан - medova_z_percem - Mar. 5th, 2014 01:57 pm (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 27th, 2014 08:39 am (UTC)
Сколько общего...)
Пользователь medova_z_percem сослался на вашу запись в записи «Сколько общего...)» в контексте: [...] Оригинал взят у в На майдане [...]
ol_lit
Feb. 27th, 2014 08:44 am (UTC)
"Солдатики... ушли... с милицией и всей местной властью... Население, придя в себя после побоища, устроило что-то вроде нынешнего киевского майдана"

Вы правда нас, Украину, так видите?.. (
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 08:56 am (UTC)
Я рассказываю о других событиях. В контексте Украины затрагиваю только центральную площадь Киева. В контексте центральной площади Киева - митинг, чем-то похожий на двадцатилетней давности узбекский. "Чем-то" - потому что причины и масштабы этих митингов разные, но от этого они не перестают быть митингами, верно?
(no subject) - ol_lit - Feb. 27th, 2014 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 27th, 2014 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - ol_lit - Feb. 27th, 2014 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hogmallion - Feb. 27th, 2014 08:51 pm (UTC) - Expand
prosto_vova
Feb. 27th, 2014 10:42 am (UTC)
Начнем с того, что в Киеве административные здания не громили повстанцы. Захватывывали, пользовались, но ни погромов, ни мародерства не было.
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 10:43 am (UTC)
А причем здесь Киев? А если причем, то каким образом пострадали здания, о которых, например, пишут здесь:
http://kievnews.glavcom.ua/news/23312.html

Edited at 2014-02-27 10:53 am (UTC)
(no subject) - girlwind - Feb. 27th, 2014 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eddy_tester - Feb. 27th, 2014 11:01 am (UTC) - Expand
al0253
Feb. 27th, 2014 11:56 am (UTC)
Майдан
действительно слово общее.
Хохлы - потомки монголов. И "майдан" притащен из Азии, и укоренился на украине. Раз генотип общий, общим должен быть и менталитет.
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 12:09 pm (UTC)
Re: Майдан
Этимологически "майдан" происходит от арабского. А вообще в любых языках, в том числе и в русском, много слов, заимствованных из других языков. Но это не говорит об общности генотипа или ментальности носителей этих языков))
girlwind
Feb. 27th, 2014 12:26 pm (UTC)
Самое главное отличие в том, что наши люди 3 месяца (!) мирно стояли на площади страны всемя законными методами требуя от власти соблюдения законов, которые она ж (власть) и придумала. 3 месяца без единого разгромленого здания, 3 месяца танцев в пляски на майдане, как говорили люди, которым терпения урывалось. И только через 3 месяца (а за 3 месяца собиралась и толпа на несколько сот тисяч а говорят и миллион людей, корорые так же мирно росходились по домам или палаткам майдана), только через столько дней терпения полетели коктейли молотова и начали гореть здания и дома, но (!), даже тогда не было мародерства. А коктейли молотова полетели только тогда, колда власть запретила людям стоять на майдане, просто стоять, когда запретила ходить в строительных касках, когда запретила машинам ехать больше чем 5 в колонне и т.д.
Мы удивительно терпеливый народ, никогда в истории мне кажеться не было ничего подобного.
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 12:37 pm (UTC)
Есть еще одно, пожалуй, более главное отличие, о котором есть смысл помнить, если сравнивать эти два, повторюсь, отчасти схожих события. Это - огромная разница во времени и в реалиях, нынешних и времен СССР. В СССР уже был опыт Новочеркасска в 1962 году и в 1990-м его запросто могли повторить.
(no subject) - girlwind - Feb. 27th, 2014 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 27th, 2014 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - girlwind - Feb. 27th, 2014 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 27th, 2014 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - girlwind - Feb. 27th, 2014 01:37 pm (UTC) - Expand
freken_magda
Feb. 27th, 2014 12:42 pm (UTC)
Обоссался, бывает.
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 12:48 pm (UTC)
Конечно, куда мне до такой дюже мужественной, как вы.
(no subject) - freken_magda - Feb. 27th, 2014 12:57 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 27th, 2014 01:29 pm (UTC)
Это к чему последнее сообщение было? Неужели негатива в жизни не хватает? Нужно поддерживать друг друга в хорошем, вырабатывать совместно "правильные" взгляды на происходящее, а не пытаться оскорблять, тем более не смотря человеку в глаза.
malgrime
Feb. 27th, 2014 02:18 pm (UTC)
Только это не в 90-х было, конфликт был в 89-м году.
dunduk_culinar
Feb. 27th, 2014 02:22 pm (UTC)
Летом 89-го погромы прошли в Фергане. Те, о которых я пишу, прокатились по некоторым районам Ташкентской области в феврале-марте 90-го
(no subject) - malgrime - Feb. 27th, 2014 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 27th, 2014 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malgrime - Feb. 27th, 2014 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 27th, 2014 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malgrime - Feb. 27th, 2014 03:14 pm (UTC) - Expand
bekww
Mar. 10th, 2014 01:27 pm (UTC)
"Ведь слово "площадь", которое тогда произносилось чаще всего, на узбекском звучит точно так же, как и на украинском - "майдан".

Не совсем, кстати, на литературном узбекском, должно быть майдон...

Edited at 2014-03-10 01:28 pm (UTC)
nika_azamova
Mar. 12th, 2014 08:51 pm (UTC)
Узбеки, украинцы, русские, евреи.......... арабы и татары..... :)
Давайте жить дружно!
Жизнь человека не долгая 70-100 лет и стоит прожить ее в любви к своей планете и ближнему.... но когда люди начинают гордится своей нацией и превозносить ее они почему-то тут же начинают ненавидеть и презирать и сами не замечают как скатываются ....... всем нацистам хочется возвысится, но для этого необходимо принизить ближнего...... геометрическая зависимость.....
( 42 comments — Leave a comment )