?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На майдане (развязка)

Итак, если возвращаться ко вчерашнему посту, "Давай, пошли на площадь", - стал требовать принесший газету, что сейчас, по прошествии двух десятков лет, вновь пробуждает во мне невольные ассоциации. Ведь слово «площадь», которое в тот день произносилось чаще всего, на узбекском звучит точно так же, как и на украинском – «майдан».

Правда, авторитет другого слова – печатного – теперь и тогда, как говорят в Одессе, - это две большие разницы. Не думаю, что нынче он высок настолько, что способен сохранить журналисту хотя бы жизнь. Иногда случается наоборот. Но в начале девяностых авторитет печатного слова оказался для меня спасительным, несмотря на то, что поначалу чуть не сгубил.

Кто-то из стариков, прежде чем меня потащили к толпе, вдруг изрёк: «Надо, чтобы эта газета напечатала опровержение. Но если люди сейчас побьют корреспондента, газета не будет перед нами извиняться за «экстремистов». Одобрительный гул голосов, после небольшой перепалки, таким образом, решил мою судьбу хотя бы на ближайший час.

Дальнейшее уже было делом техники, которая, на мою удачу, бездействовала. С начала погромов в районе отключили связь, поэтому было решено, что своему главному редактору для публикации опровержения я позвоню непосредственно из ташкентского корпункта. Ну а чтобы это было исполнено наверняка, ко мне приставили двух провожатых из местных активистов. Пришлось, правда, пережить ещё один неприятный момент – пройти с этими провожатыми сквозь бушующую толпу к автомобилю с водителем, которого я не чаял увидеть в целости и сохранности. Но это уже детали по сравнению с тем, что мы таки вырвались из райцентра и лицо моего водителя, уже простившегося, по его словам, с жизнью, постепенно из белого стало розовым, а потом и вовсе обрело типичный для узбека загар.

Где-то на полпути, когда замаячили выставленные властями блок-посты, я попросил остановить машину и повернулся к своим провожатым, сидящим на заднем сиденье:

- Друзья, у вас есть выбор. Или вы едете со мной в Ташкент, где вас немедленно арестуют, или – возвращаетесь домой. Я обещаю, что напишу о том, что здесь произошло. Напишу так, как это было на самом деле. Вот здесь оставьте свой адрес, а газету на всякий случай я потом пришлю.

Своё обещание я выполнил, отделив экстремистов от тех, кто попал под раздачу за недовольство действиями властями. Заодно написал о незавидной судьбе турок-месхетинцев, с которыми встречался в ходе той же командировки. Может, у тех, кто на них ополчился из-за собственного невежества, появилось-таки какое-нибудь просветление в мозгах? Не знаю. Знаю только, что специалисты до сих пор ломают головы в поисках истинных причин кровавых разборок двух незнамо что не поделивших народов.

Это я не только к тому, что далеко не каждому столкновению можно найти быстрое объяснение. Но и к тому, что любой бунт, или, если угодно, революция, настолько неоднозначен, что его бессмысленно измерять одной меркой и одной правдой, которая, как это водится, у каждого своя.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
medova_z_percem
Feb. 28th, 2014 09:54 am (UTC)
да, это точно...
и даже время не даст понимания,..
кто за правых..кто за левых, а кому "за державу" обидно..
известно только одно, кому-то это все же выгодно..
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2014 07:57 pm (UTC)
Не без этого, конечно
takc
Feb. 28th, 2014 10:01 am (UTC)
90% любого народа - вменяемые нормальные люди. Я родился и вырос в Южном Казахстане, у нас в школе был полный интернационал - казахи, русские, немцы, евреи, татары, корейцы, чечены, дунгане, узбеки, киргизы и далее по списку. Да, бытовой национализм всегда существовал, но с таким же успехом в межнациональный конфликт можно записать ссору двух соседок по поводу того, что чьи-то куры перелезли через сетку и поклевали рассаду в огороде. Да, присутствовал великодержавный шовнинизм, но дети жестоки не потому, что хотят кому-то причинить боль, а потому что не умеют соизмерять сделанное и сказанное. Потом я жил в Азербайджане, бывал в Грузии и Армении, переехал на Украину.
Но вот почему эти 90% процентов нормальных вменяемых людей откликаются на призывы 10% экстремистов? Почему толпа вдруг становится стадом? Почему все достижения культуры, весь опыт человечества мигом пропадают, стоит лишь убрать атрибуты государства в виде сильной власти?
И ведь это происходит не только у нас в стране. Это происходит в просвещённой Европе, в светоче демократии США - например стоило случится наводнению в Нью-Орлеане, как тут же появились мародёры и пр.
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2014 08:03 pm (UTC)
Всё дело в неоднознчности, поэтому нет и, наверное, не может быть какого-то одного, объяснения. Так будет и с украинскими событиями..
aniskin1968
Feb. 28th, 2014 10:56 am (UTC)
революция - это момент анархии, а анархисты любят пошалить
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2014 08:06 pm (UTC)
Это уж надо быть убежденным анархистом))
aniskin1968
Mar. 1st, 2014 08:08 pm (UTC)
у моей знакомой сын женится в апреле ...
война, революция ... а народ не грустит :)))
eustas_888
Mar. 1st, 2014 07:09 pm (UTC)
Мне кажется дело было в Андижане. Туда помнится переселяли месхетинцев из Ферганы год 89-90. Могу ошибаться. Тогда в Ташкенте был сам.
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2014 08:07 pm (UTC)
Нет, всё что я описал, происходило в Паркентском районе Ташкентской области весной 90-го
eustas_888
Mar. 2nd, 2014 09:06 am (UTC)
Майдан- майдан... Происходящее сейчас в Украине (или на Украине) полный бред... Во всяком случае то, как это нам преподносится. Я работаю с украинцами, и происходящее в Киеве и в регионах, с их слов, несколько отличается от того, что мы имеем честь лицезреть на экранах... Посмотрите это, мне кажется, сопоставляя то, что мне довелось услышать от моих контрагентов, с этим, эта точка зрения имеет больше прав на жизнь... http://www.gazeta.ru/video/main/glavnaya_tema_chto_proishodit_na_ukraine.shtml
lazarevs_007
Mar. 2nd, 2014 09:42 am (UTC)
Привет Марат!
У меня авторский фотоблог о путешествиях, о спорте,
о жизни,о технике, и не только, без копипасты и перепостов.
Будем дружить?
С уважением.
Сергей.
( 11 comments — Leave a comment )