?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дело было вечером...

... но не так, чтобы делать было нечего, тем более на даче. Просто я решил наконец-то ликвидировать лестницу на второй этаж, которую лет 20 назад построил в спальном помещении, и построить новую - в гостиной. Благо, там места побольше, чем в спальне - это раз. Через спальню на второй этаж теперь никто бегать не будет - это два. В спальне, один черт, мне нужен некий простор, чтобы положить осенью теплые полы - это три. И, наконец, четыре - мышцы за зиму застоялись и нужно заняться обычной мужской работой, тем паче что в своей деревне я привык делать всё сам, своими руками.

В инете нашел вот такую любопытную фотку - винтовую лестницу на наклонной опоре, которая в плане умещается на площади в один квадратный метр. Занятно, правда, если учесть, что винт на прямой опоре сожрет, как минимум, в два раза больше места?

Идея мне понравилась, хоть я не придал значения тому, что для подобных лестниц в том же инете нет ни чертежей, ни описаний. С чего бы это?




В моей "гостиной", где и кухня, и столовая, и камин, как главная точка притяжения, - когда-то намечался второй уровень, даже балки были проложены, но в итоге идея расширения второго этажа над гостиной была похерена. На кой он, если второй этаж (над спальней) уже есть? Балки остались, а с ними - выдающийся шестиметровый потолок, который можно позволить себе только на даче. Всего-то делов теперь - привязаться к одной из балок, чтобы соорудить лестницу, а на втором уровне прорезать новую дверь, освободив таким образом спальню от старой лестницы.

И стал я мудрить с наклонной опорой, чтобы соорудить нечто, похожее на верхний снимок. Ставил опору и так, и эдак, под разными углами, покуривая и размышляя чуть ли не пол дня. С математикой у меня не очень, хотя знаю, что дважды два - четыре. С пространственным воображением ещё хуже.



Чтобы понять, что с наклонной опорой не так, сделал грубый макет будущей лестницы и понял, что ничего из этой затеи не выйдет. Как ни наклоняй опору и не выстраивай ступени, ступенька, проходящая между опорой и стеной оказывается некомфортной для прохода, придется буквально протискиваться. Увеличение угла с тем, чтобы увеличить длинну ступени, неизменно создает припятствие для захода на лестницу: не ударившись лбом об опору, не пройти. Более детальный анализ "красивой лестницы" с фотографии выявил, что тут возможен только один компоновочный вариант - заходишь, условно говоря, на 12 часов, а выходишь, поднявшись, на 6 часов. То есть, в моем случае, - "спиной" к входной двери на втором этаже, что меня совершенно не устроило.



Затею с винтом на наклонной опоре пришлось бросить и обратить взоры на обычную маршевую лестницу, благо ей было на что опереться: поперечных балок - вагон и маленькая тележка, а места вдоль стены достаточно. И я решил "двигаться" - от двери в спальню к тамбуру, так вроде получалось логично.



Но тут меня вновь подвело отсутствие пространственного мышления, хорошо хоть поначалу я стал выстраивать бумажный макет. Если тетиву будущего марша ставить на балку под более или менее комфортным для подъема углом в 45 градусов, лестница перекроет вход в спальню, а если летницу перенести на балку входной двери, то входная дверь не будет открываться.



Ещё полдня размышлений привели в конце концов к тому, что лестницу придется строить в противоположную сторону - в сторону входа в спальное помещение. Ну а что, в этом даже есть какая-то логика. Вот вход в помещение первого этажа, а над ним - дверь второго этажа. И я взялся, соорудив  временную лестничную площадку второго уровня.



К балке, на которую будет опираться лестница, присобачил дополнительный брусок - на толщину настила площадки. Это важно с той точки зрения, чтобы была понятна площадь опоры лестничной тетивы. К тому же пол настила призван как бы выполнять роль финишной ступени, а от неё надлежит рассчитывать расстояние между остальными ступенями.



Теперь, прежде чем выпиливать опорный "зуб" на лестничной тетиве, нужно очень тщательно промерить его конфигурацию с учетом  угла наклона тетивы, который должен составлять не более 45 градусов и с учетом особенностей опорной балки. В моем случае конец опорной балки, как это часто происходит с 15-сантиметровым брусом, пошел за многие годы винтом и углы балки по отношению к вертикали и горизонтали сместились - так показали замеры. Поэтому, чтобы тетива встала как нужно, придется скорректировать внутренние углы при выпиливании зуба тетивы. Но прежде чем браться за циркулярку, лучше всего все эти смещения проделать на кальке, чтобы не ошибиться. Кальки у меня не оказалось, но вполне подошла бумага для выпечки. Смотрим: разметка на самой тетиве (под бумагой) соответствует идеалу. Нижний угол равен 45 градусам - углу наклона тетивы. Угол зуба - 90 градусов, как и угол опорного бруса. На кальке же обозначена погрешность - тот угол, под которым брус повернулся винтом. И прежде чем резать дерево, я раскроил размеченную кальку...



...потом прикинул её к опорному брусу, проверив горизонт и угол наклона. Вроде встало, как надо, можно теперь разметку перенести на дерево, без права на ошибку. И я скажу почему.

Элементы современных и безопасных лестниц не стоит делать из обычной доски, которая со временем трескается, коробится, идет винтом и нарушает геометрию конструкции. Вот почему элементы современных и безопасных лестниц делаются из специальной клеенной доски, и эту доску нужно приобретать отдельно. Дело не в её стоимости, хотя по сравнению с обычной доской она немаленькая. Просто на всякого рода эксперименты и ошибки такой доски не напасешься, тем более что она не продается на каждом углу. И известная народная мудрость про "семь раз отмерь, один раз отрежь" в данном случае как нельзя кстати: на фига лишний геморрой?



Ну вот, зуб тетивы встал, как ему нужно - спасибо рассчетам и бумаге для выпечки:)



Дальнейшее казалось уже делом техники - разметить косоуры, то есть площадки под будущие ступени. Мне показалось, что на косоурах лестница будет выглядеть менее громоздкой. Всего-то делов: высота между ступенями 20 см, длинна опоры под ступеньку - ...

Тут что-то меня смутило. Длинна опоры в 19 см для ступени глубиной в 27 см - маловато, при том, что нависающая часть ступени составит аж 8 см. То есть полезная глубина ступени снизится таким образом до тех же 19 см, а это задница, особенно, если по таким ступеням спускаться.



Решено было прежнюю разметку косоура снять шлифовальной машинкой, ничего не поделаешь. И разметить заново, увеличив расстояние между ступенями до 22 см. Впрочем, это в пределах нормы. Зато полезная глубина ступени укладывается в приемлемые размеры - в 26 см.



Можно резать, устроив в гостиной сущий опилочный ад.



Теперь косоур стоит, как ему и положено.



Используя косоур, как шаблон, размечаю вторую тетиву...



...приумножив опилочный ад.



Выпиливаю и выстукиваю стамеской пазы для предпоследней (на верхнем уровне) ступени. Вырезать для нее косоур нецелесообразно - тетива окажется слишком ослабленной.



Ну, вот встает и второй косоур, но что-то в нем не так.



Промеряю и нахожу, что второй косоур "отстает" от первого где-то на сантиметр. В чем причина?



А причина в том, что геометрия опорного бруса не совпадает с шаблоном первого косоура. Это ж надо - всего 85 см, а угол "винта" здесь уже иной! Благо, это можно поправить, чуть подрезав пазы зуба по вертикали и горизонтали.



Ну вот как-то так, теперь всё на месте, хотя главная незадача ещё впереди: поставить два вертикальных столба, причем так поставить, чтобы сделать забежные ступени, с поворотом почти на 90 градусов, и чтобы первая забежная, она же "приглашающая" ступень не вышла за фронтальные габариты лестницы. Посмотрим, что получится:)



Comments

( 33 comments — Leave a comment )
takc
Feb. 29th, 2016 01:49 pm (UTC)
Не крутовата лестница получится? Лифт надо было делать. :)
dunduk_culinar
Feb. 29th, 2016 01:52 pm (UTC)
45 градусов - в пределах нормы. Но это теоретически:) Проверить можно будет только на практике, уже построив.

Где ж вы раньше-то были с идеей лифта?:)
(no subject) - takc - Feb. 29th, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
man_from_36
Feb. 29th, 2016 01:57 pm (UTC)
Читал-читал, вспоминал нашу самодельную лестницу на даче и... ))) Руки у тебя хорошие, все получится.

Единственно что добавлю, хотя уже поздно, мы делали так - подъем примерно на 1.8 по "винту", а потом уже по "прямой" на второй этаж. т.е. винт на 180 градусов, 7 или 6 ступеней - вполне комфортно. под винтом можно кладовку для обуви сделать. сэкономили немного места, но все-таки сэкономили, иначе бы от стены лестница шла с нормальной и комфортной геометрией ступеней.

ps: на стену рядом просится проходной переключатель. и один сверху. чтоб в темноте не навернуться

pps: пригинаться при подъеме не надо будет?

Edited at 2016-02-29 01:58 pm (UTC)
dunduk_culinar
Feb. 29th, 2016 02:05 pm (UTC)
У меня тут винтом пойдут три первые ступени, дальше по прямой, главное не выходить за габариты прямого подъема.

Там много чего из вспомогательного придется переставлять - лампы, переключатели и тд:)

Балку, которая над головой, подрежу. Она не несущая, больше декоративная, главное придумать для "обрезка" новую опору - то ли связать с соседними балками, то ли опереть на лестницу.
(no subject) - man_from_36 - Feb. 29th, 2016 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 29th, 2016 03:57 pm (UTC) - Expand
kurchau
Feb. 29th, 2016 03:11 pm (UTC)
какой вы разносторонне талантливый человек!
dunduk_culinar
Feb. 29th, 2016 04:04 pm (UTC)
С этим любой мужик справится - достаточно рук и немного головы:))
pensioner58
Feb. 29th, 2016 03:17 pm (UTC)
Марат, если еще НЕ доделал - остановись!
Опыт (многолетний и полный ошибок, как водится, с просчетами) четко и ясно помог вывести формулу соотношения ширины ступени (30 см) к ее высоте (16 см). Это раз.
Так, как она расположена ... у тебя. Это шишки (в лучшем случае) и крепкие выражения в будущем). Это два.
Выход прост. Либо сделать выдвижную, что не сильно удобно, если лестницей пользуются постоянно. Либо все-таки между балками пустить пустить вниз-вперед с дополнительной площадкой и опять-же через площадку (или поворотную ступень) вниз. Места займет много - это так.
Или, если принимать вариант, который на фото, то - опорный столб и вырезать балку. Но тут важно знать - из чего сделана стена, т.е. на что балка опирается.
НО! Наклон и параметры ступеней менять надо обязательно. Летсница, которая получилась у тебя - травмоопасна на 105%.
Приезжай. Покажу как сделана лестница на II этаж у нас в домике, где внизу живут наши козы ... И ваще - посоветовамся. Будем рады тебя видеть!
man_from_36
Feb. 29th, 2016 03:28 pm (UTC)
соотношение высоты к ширине особенно на спуске чувствуется, да? у нас примерно так и сделано, 1 к 2. а вот ка сделать удобным спуск по "внутренней" стороне винта так и не придумали - ноги заплетаются ) поэтому перила по стене и сразу начинаешь спускаться с внешней стороны, которая с перилами

Edited at 2016-02-29 03:28 pm (UTC)
(no subject) - pensioner58 - Feb. 29th, 2016 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Feb. 29th, 2016 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - man_from_36 - Feb. 29th, 2016 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 29th, 2016 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Feb. 29th, 2016 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Feb. 29th, 2016 04:09 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
martovsky_nn
Feb. 29th, 2016 05:27 pm (UTC)
слишком большой шаг ступеней имхо. не напрыгаешься.
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2016 07:24 am (UTC)
Вскрытие, то бишь результат, покажет:)
(no subject) - martovsky_nn - Mar. 1st, 2016 08:32 am (UTC) - Expand
pit_nah
Feb. 29th, 2016 06:07 pm (UTC)
ох как потом туда-обратно тяжело мебеля таскать
а не дай бох пианина...
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2016 07:24 am (UTC)
Как-то все перетаскивалось по прежней лестнице, которая гораздо менее функциональна.
ceceron
Feb. 29th, 2016 07:22 pm (UTC)
Мне кажется, эта лестница будет не удобной. Есть общие правила на оптимальную ширину и высоту ступеней, СНиПы наконец. Рекомендую изучить их.
ceceron
Feb. 29th, 2016 07:28 pm (UTC)
Не сочтите за рекламу, первое что попалось: http://semidelov.ru/mar/razmery-lestnits-na-vtoroj-etazh-gramotnyj-raschet-neobkhodim/
(no subject) - dunduk_culinar - Mar. 1st, 2016 07:23 am (UTC) - Expand
ellenkiwi
Feb. 29th, 2016 11:22 pm (UTC)
а в зеландии такие дестницы запрещены законом) строить нельзя - очень опасные и у любой лестницы должны быть перила))
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2016 07:19 am (UTC)
Перила будут, разумеется
ratych
Mar. 1st, 2016 06:27 am (UTC)
"Затею с винтом на наклонной опоре пришлось бросить"... ну, и правильно. Потому, что вы хотели её сделать из дерева, что могло привести бы к печальным последствиям. На первом фото лестница стальная с приваренными ступенями. ИХМО такую надо только из стали делать.
dunduk_culinar
Mar. 1st, 2016 07:21 am (UTC)
Деревяшка использована для первичных замеров. Если бы они устроили, сделал бы, конечно, на стальной трубе, сварочный аппарат и навыки сварщика имеются))
jazzrex
Mar. 1st, 2016 08:36 pm (UTC)
Может, чем поможет? "https://youtu.be/OFcK8ikSxBE"
dmitry_pikalov
Mar. 3rd, 2016 09:51 am (UTC)
С моей (лично моей) точки зрения - крутовата лестница. Возможно, двухмаршевая была бы лучшим решением.

Alex green
Mar. 11th, 2016 02:16 pm (UTC)
Еще придется подрезать балку (ту на которой перчики красные висят) - иначе придется биться головой :)
А вообще может надо сделать с центральной площадкой и с поворотом на 180?
Она тогда будет более компактной по длине, хотя и шире - зато из плюсов, площадку можно расположить так, чтобы не подрезать балку
( 33 comments — Leave a comment )