?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Культур-мультур


Незадолго до крушения СССР в отделе межнациональных отношений тогдашнего ЦК КПСС частенько собирался народ – «просто поговорить». На эти посиделки приглашали не только народных депутатов, этнологов и этнополитологов, но и журналистов. А разговор в основном шел по профильной теме отдела: что же такое происходит в союзных республиках? И все, в общем, понимали, что происходит: рост национального самосознания, национальной самоидентификации, стремление к возрождению собственной культуры, несколько «задвинутой» на задний план советскими реалиями.

 

С тех пор минуло почти двадцать лет. Не берусь с полной уверенностью утверждать, что те или иные потрясения (если они, конечно, имели место) в бывших братских республиках действительно были как-то связаны с возрождением национального самосознания. Примеров, когда одна политическая элита выдавливала другую или просто, не боясь уже назначений из Москвы, устраивала жизнь на свой манер – воз и маленькая тележка. Какое уж там  возвращение к «культурным истокам»,  если не считать таковым перевод делопроизводства на национальные языки или, например, деления собственных граждан на сорта? В любом случае кардинального переворота в умах не произошло – и это особенно ощущается в поведении тех, кто нынче приезжает в Россию в качестве гостей. Почему «особенно»? Наверное, потому, что гость – всегда на виду. Не всякий, конечно. А тот, который безобразничает. Да так безобразничает, как он не стал бы безобразничать у себя дома.

Ну, смотрите: буквально на днях прошла информация, что избит очередной журналист – тоже, кстати, гость, приехавший в Москву из Варшавы. На пешеходном переходе его едва не сбила иномарка. Успевший отпрыгнуть в сторону наш польский гость, конечно, что-то прокричал в сердцах удаляющейся машине. И что же? Водитель дал по тормозам, из машины вышли три горных орла, и журналист угодил в больницу с переломом челюсти и сотрясением мозга.

Наверняка это граничило бы с дикостью, если б не скидка на южный темперамент, к которому, как это и должно быть, наше законодательство глухо. Интересно другое: а повели бы подобным образом эти орлы у себя, понимая, что у пешехода могут быть мстительные родственники и не менее горячий темперамент? Думаю, нет. А в гостях, оказывается, можно.

Как-то на одном из московских рынков, где наших гостей особенно много, я развернулся к группе торговцев из Узбекистана, откровенно изучавших со спины мою жену, и спросил:
- Сиз Куконда  аёлларга худди шунингдек курмоксиз?*

Парни смутились, конечно, – как пойманные за руку на месте преступления. Разумеется, у себя в Коканде так откровенно они женщин не рассматривают. Это не принято, потому что неприлично, не говоря уже о том, что и на орехи может перепасть. В гостях же, оказывается, можно. «Культур-мультур», внезапно оказывается в дефиците. Или напротив, коль уж это «культур-мультур», – распускается махровым цветом.  Ведь чего только не увидишь и не услышишь в торговых рядах, особенно если знаком с языком Фирдоуси и Низами, Руставели и Бабура, хотя, думаю, они испытали бы великий стыд за своих соотечественников, позволяющих себе сквернословить так, как никогда не сквернословят дома!

Еще пример (а у всякого читающего эти строки найдется, уверен, с десяток собственных примеров). Мой сосед, недавно перебравшийся из Еревана и купивший квартиру в нашем подъезде, постоянно ставит машину так, что ни проехать, ни пройти. Наконец, я ему говорю:
- Сурен, ты же мешаешь другим, «паркуя» таким образом автомобиль!
- Разве? – отвечает он. – Но мне всегда можно посигналить или покричать: «Сурен, убери машину!», и я уберу.

Думаю, только суровые реалии, вроде эвакуатора или порезанного колеса дадут моему соседу понять, что московский двор существенно отличается от ереванского – не только теснотой, но и ментальностью. Тем более что речь не о национальной ментальности, тонкости которой можно не знать и к этому незнанию обычно проявляют сдержанное отношение. Ибо человеку, влившемуся в иную национальную среду, всегда можно подсказать, что сморкаться за столом в этой среде не принято, что куски разломанной лепешки переворачивать донышком вверх не принято, что отщипывать виноград по ягодке или оставлять свою ложку в общем блюде тоже не принято.  Но что (и как) можно подсказать по части элементарного поведения в обществе?

Между тем вопрос этот не так прост, чтобы от него отмахнуться или, подобно страусу, сунуть голову в песок. Ни для кого не секрет, что, во всяком случае, на бытовом уровне, «тема» поведения отдельно взятых наших гостей (о хозяевах пока говорить не будем) – довольно напряженная. Более того - зачастую переходящая в «плоскость» национальную. А это уже не тот случай, когда можно говорить, что всё само по себе устаканится и пройдет.


_________________________________________________________________
* - Вы у себя в Коканде тоже так на женщин смотрите? (узб.)
 

 
 

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
ds_1
Jun. 3rd, 2009 12:23 pm (UTC)
При всем при этом, мне думается, что никакие "силовые" методы (не имеется в виду физическое воздействие) воздействия в данном случае не сильно эффективны будут, ну разве что машину парковать правильно приучат (если пару раз увезут на эвакуаторе) А вот если такой гость будет понимать, что в случае подобного поведения о нем на родине плохо думать станут тогда, думается, гости будут себя вести гораздо культурнее.
snezhkin
Jun. 3rd, 2009 12:41 pm (UTC)
Смешно сказали. В качестве "несилового" предлагаю ввести укоряющее выздействие: вызвать с родителями/родственниками/соседями в консульство и там очень сильно пожурить.
(no subject) - ds_1 - Jun. 3rd, 2009 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snezhkin - Jun. 3rd, 2009 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ds_1 - Jun. 4th, 2009 04:48 am (UTC) - Expand
usatij
Jun. 3rd, 2009 12:59 pm (UTC)
Возможно приезжие обращают внимание на поведение "хозяев" и ведут себя так же. Я не хочу валить все на одну сторону, просто хочу сказать что для хлопка все таки нужны две ладошки. Тут в Японии мы стараемся себя вести как японцы, мы конечно не такие вежливые как они, но мы стараемся. А когда я учился в Москве, то равнялся на тех с кем учился и в хорошем и в плохом.
А ребята на базаре сталкиваются не только и не столько с потомственной московской интеллигенцией.
А национальную напряженность, на мой взгляд, кто то специально раздувает.
dunduk_culinar
Jun. 3rd, 2009 02:36 pm (UTC)
Нет, для сбора хлопка достаточно и одной ладони - говорю так, как человек, собиравший хлопок три сезона:)

Мне кажется, в какой-то мере у приезжих срабатывает синдром гостя, а точнее - синдром гастарбайтера: типа, мне здесь всю жизнь не жить, поэтому буду вести себя как хочу, дома об этом все равно не узнают и никто меня не осудит.
(no subject) - usatij - Jun. 3rd, 2009 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ele_le - Jun. 3rd, 2009 07:04 pm (UTC) - Expand
zmoj
Jun. 3rd, 2009 01:33 pm (UTC)
Марат, в Москву(Россию) приезжает большей частью контингент не отягощённый не только общей, но и собственной национальной культурой, в основном это гастарбайтеры(хорошо звучит по-русски немецкое слово), рыночные торговцы, просто искатели заработка, представители местной "элиты", разбогатевшие на незаконных оперциях или на банальном воровстве, криминальный элемент и т.п. Эти люди в основном и представляют здесь, так сказать, "лицо нации". Врачей, докторов наук и архитекторов здесь практически не встретишь.
Согласен с тобой, что кардинального преворота в умах в бывших республиках не произошло, подмена национального сознания клерикализацией общественной жизни, насаждаемой сверху, это всего лишь фасад.
Однако необходимо при этом открытыми глазами смотреть на культурный уровень и принимающей стороны - не секрет, что за последние 15 лет уровень нравственности в стране сильно опустился, общественная мораль деградировала, выросла ксенофобия - и не только по отношению к "черножопым", передачи радио и ТВ культивируют в публике пошлость, хамство и рассчитаны на низкие вкусы и примитивные чувства, несмотря на ту же усиленную клерикализацию. Дискуссии на разные темы от кулинарии до событий Второй мировой войны в свободном, нецензурируемом Рунете сплошь и рядом превращаются в поливание оппонента грязью и оскорблениями. Не хочу вдаваться в анализ причин происходящего, это уже другая тема.
И сдаётся мне, что мы перешли какую-то черту, точку невозврата, как сейчас модно говорить, просто дело идёт к распаду общества.
dunduk_culinar
Jun. 3rd, 2009 02:31 pm (UTC)
Я был бы неправ, Юра, если бы попытался ответить на "собственноручно" поставленные вопросы. В контексте "принимающей стороны", в чем-то деградирующей безусловно, наверняка срабатывает принцип бревна в собственном глазу и соринки - в чужом. Но с другой стороны, если в Россию едут гастарбайтеры, а врачи и другая интеллигенция остается на родине, "принимающая сторона" все же не сплошь из люмпенов состоит:)
zmoj
Jun. 3rd, 2009 03:35 pm (UTC)
Принимающая сторона не состоит сплошь из люмпенов, но люмпенская идеология в обществе превалирует.
И пользуется сочувствием какой-то части "нелюмпенов".
Сама проблема сложная, многосторонняя, неизученная и неинтересная для изучения имеющим власть на всех уровнях.
snezhkin
Jun. 3rd, 2009 02:33 pm (UTC)
Позвольте, несмотря на трудности, известные нам обоим, дополнить Ваш первый абзац.
Приехавших насовсем врачей-докторов мало, поскольку их и там не хватает, и тут избыток. "Короткоживущие" гастарбайтеры - это противоположный край спектра, где, естественно, распределение имеет максимум. Но есть еще довольно длинный отрезок посредине - это "долгоживущие" приезжие, которые по тем или иным причинам еще не сделали окончательный выбор, где они и их потомки будут жить в будущем. Т.е. они, в принципе, имеют все возможности остаться здесь навсегда, давно уже живут здесь (с семьями, с квартирами, с работой, с бизнесом, с детьми в местных школах, - как сосед Марата), но сохраняют слишком тесные связи с родиной. Они зависли, живут "на два дома" ни в одном не чувствуя себя ни гостем, ни полным хозяином. Пока есть условия для такого "зависания", эти люди будут и ощущать себя чужаками, и выглядеть таковыми - с соответствующими последствиями для них самих и окружающих. Границы между государствами должны стать менее дырявыми, законы о регистрации и о владении недвижимостью, а также контроль соблюдения этих законов должны стать более жесткими, - чтобы это вынуждало людей делать свой выбор как можно быстрее.
dunduk_culinar
Jun. 3rd, 2009 02:47 pm (UTC)
Думается, ваши предположения по части государственного регулирования этих вопросов (или ужесточения регулирования) - и есть хоть какое-то движение вперед. Нынче то, о чем вы говорите - либо в полуподвешенном состоянии, либо решенное методом "курам на смех". На рынках запрещено торговать не гражданам России, но граждане других государств стали россиянами чуть ли не в течение месяца после принятия соответствующего законодательства. Иначе почему же они торгуют, если нельзя?
(no subject) - snezhkin - Jun. 3rd, 2009 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 3rd, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snezhkin - Jun. 3rd, 2009 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 3rd, 2009 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snezhkin - Jun. 5th, 2009 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 6th, 2009 11:31 am (UTC) - Expand
nina_balbine
Jun. 6th, 2009 05:23 am (UTC)
"...в Москву(Россию) приезжает большей частью контингент не отягощённый не только общей, но и собственной национальной культурой" - соглашусь с Вами, всё дело именно в неотягощённости. Поэтому хамское поведение гостей - это неправильно понятая свобода общения в принимающей стране, мнимая вседозволенность и, главное, безнаказанность. В Коканде откровенное разглядывание женщины наверняка сдерживается неписанными законами, культурой этой страны, в Норвегии существует такое понятие, как харассмент, а что есть в России? Откуда знать неотягощённому гостю, что вызыающие взгляды и нецензурная лексика это плохо, если это теперь часть русской культуры? Или нам можно так жить, а им не фиг высовываться, второй сорт и всё такое?
moyugolok
Jun. 3rd, 2009 01:46 pm (UTC)
Мне кажется, что дело совсем не в том, что гости ведут себя неподобающим образом. С таким же успехом из той машины могли выскочить трое бравых коренных жителей, и измутузить несчастного. И, в то же время, очень много людей, переехавших давно и недавно из "братских" республик в силу крайних обстоятельств, очень милые и интеллигентные люди. По-моему, торговый народ любой национальности не блещет красноречием, и норовит использовать все богатство ненормативной лексики по полной программе. А уж посмотреть на красивую женщину сам бог велел. Но это не связано с московской ментальностью. Если красивая женщина задумает в одиночку прогуляться по торговым рядам турецкого Белека (а это фешенебельный курорт), турецкие торгаши на разные голоса будут ее громко звать "Наташа, Наташа.." и недвусмысленно намекать на более тесное общение.
И мне чаще бывает жалко именно гостей, страдающих от варварского поведения жителей России...

dunduk_culinar
Jun. 3rd, 2009 02:22 pm (UTC)
Мне приходилось бывать на множестве самых разных восточных базаров, но ругани или нецензурщины я там не слышал. Может, мне не повезло?:) Но вообще-то (Юра прав, сказав выше о клерикализации общества - в братских республиках этот процесс более интенсивный и всеобмлещий)бранные слова - для мусульманина грех. Возможно, не все этого боятся, однако и не выражаются, уважая окружающих (или опасаясь их). Почему же в иной социокультурной среде они позволяют себе отвязываться?

Прогулка "Наташи" в одиночку по турецкому Белеку или стамбульскому Египетскому базару - уже обратная сторона той же медали и (надо полагать невольный) вызов тамошним социокультурным установкам и правилам, которые всегда нужно учитывать.

Что касается поведения принимающей стороны, я пока намеренно оставил это поведение за скобками - об этом много чего можно сказать, и варварства хватает. Пока же я не могу понять, почему люди ведут себя в "гостях" так, как не ведут себя дома.
moyugolok
Jun. 3rd, 2009 05:35 pm (UTC)
Ладно, не будем так ханжески относится к "бранным" словам. Все мы не без греха, чего на зеркало пенять...
Я имела ввиду наши рынки, а не восточные базары, где местные законы диктуют правила поведения. Кстати, принудительное насаждение основ православного вероучения, на мой взгляд, хотя и уродливо по своей сути, но более нравственно, чем потакание вседозволенности. В отличие от мусумальманских стран, где роль духовенства велика, в нашем обществе усилиями нескольких поколений "цк" и их прислужников старательно разрушалась вера и уничтожались моральные и нравственные устои. И сейчас мы пожинаем плоды, взращенные по законам общества строителей коммунизма.
ЗЫ. Я, будучи работодателем, часто наблюдаю за поведением рабочих, вынужденных зарабатывать в Москве деньги. Могу сказать, что лучших работников нам иметь не приходилось. Они исполнительны, работоспособны, сообразительны. Во всяком случае, плохие работники мне не попадались. Может, мне повезло:)
(no subject) - dunduk_culinar - Jun. 3rd, 2009 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moyugolok - Jun. 4th, 2009 02:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jun. 4th, 2009 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 3rd, 2009 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moyugolok - Jun. 4th, 2009 02:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 7th, 2009 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 7th, 2009 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 7th, 2009 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 8th, 2009 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 8th, 2009 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 8th, 2009 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 8th, 2009 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 8th, 2009 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 8th, 2009 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 8th, 2009 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 8th, 2009 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 8th, 2009 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlad_piskunov - Jun. 8th, 2009 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zmoj - Jun. 8th, 2009 07:01 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 5th, 2009 10:39 pm (UTC)
от Маши
dunduk, к людям я обычно изначально отношусь хорошо и даже доброжелательно,
ты прав ,когда подставляют- это нравственность или религия?
faralla
Jul. 2nd, 2009 02:59 pm (UTC)
Я увидела ваш пост на эту тему давно и все думала, вставить свои 3 копейки или нет. Общее впечатление, очень трудно вообще обсуждать такую тему, почему вообще произошло такое, что люди себя так ведут? В программе школа злословия с участием этнолога Александра Панченко, на 10 минуте я поймала мысль, которая наиболее тактично отражают ситуацию, как мне кажется, а также может быть перенесена на ситуацию с гостями нашей страны.
Вообще, в программе обсуждается сектантство, но там идет момент, когда А.П говорит о том, что обычно крестьяне, приехавшие в город (хрущевский период), переживали серьезный кризис своей культуры, момент «крыша едет» (условно). Они не включались в систему ценностей горожан, образовывается новый сплав культурных ценностей, при чем люди не виноваты. В частности, обсуждается момент колоний, когда колонисты движутся в свои монополии.
На основе того диалога, предполагаю, что советский союз был одной страной (это мое личное расширение его предположений), при развале которой, многие двинулись в столицу на заработки. Причем, гастрабайтерами поехали беднейшие слои населения, часто имеющие очень мало воспоминаний об образовании (вспомним, что на них работа по дому, выезд на хлопок, землепашество и скотина). У них абсолютно другая система ценностей, другие понятия о жизни, другие правила о том, что хорошо и плохо. Например, носить брюки – нехорошо (я не говорю во всех областях, но во многих). Свободно говорить и спорить женщине с мужчиной – не принято, такая женщина ни то, что развращенная, но в легком случае просто дура. Умная считается та, кто молчит. И т.д. их понятия о жизни рушатся, их культура перестает быть им опорой, они начинают отбрасывать свои условности, но еще не воспринимают чужие, и получается то, что получается….
Образование – во многом, особенно хорошее приближает человека к мировому уровню культуры, то есть кроме локальных условностей они узнают, что голые статуи греков – это тоже искусство.
UPD Простите, я не прочла все комменты, просто я хочу сказать, что их поведение - результат процесса разложения их ценностей в обществе, которого они не понимают. Второе, это отдельный, отличный от своего основного потока социум. Они же меняются от взаимодействия с людьми...Правильно, сказал А.П. момент, когда "крыша едет"
( 45 comments — Leave a comment )