?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Уйдя сегодня от лобового столкновения в придорожный сугроб, не могу не запостить свой материал, опубликованный по стечению обстоятельств в сегодняшнем же номере газеты. Возможно, я и неправ в своих суждениях, но с дураками на дорогах надо что-то делать. Итак...

Просматривая накопленные за минувший год документы, объединённые, скажем так, темой безопасности дорожного движения, я почему-то вспомнил Аристотеля, его известное изречение о деньгах, которые стали деньгами лишь в силу закона, «и в нашей власти изменить это положение и сделать их бесполезными». Жизнь, конечно, нынче совсем другая, чем в Аристотелеву эпоху, но что-то в высказывании древнегреческого мыслителя всё же проглядывает, если высказывание применить к некоторым сферам нашей действительности. Ведь это мы, а никто иной, сделали деньги бесполезными там, где они могли бы стать мощнейшим инструментом в решении многих острых проблем. В частности, такой, как гибель людей на дорогах. 

Парадоксы кнута и пряника

Вот что интересно в упомянутой мною теме безопасности дорожного движения: с одной стороны, все силы общества брошены на то, чтобы не было у нас ежегодных «двух Афганистанов», уносящих по 30 с лишним тысяч жизней россиян. С другой – бережём кошельки наших граждан, севших за руль и зачастую бездумно отдающихся воле того же руля и ветрил.

Между тем специалисты, опираясь на статистику, довольно чётко определили группы причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе происшествий с человеческими жертвами. Плохие дороги и неисправный транспорт в массе этих причин занимают сравнительно небольшой процент. Львиная доля несчастий проистекает из нарушений Правил дорожного движения – этого, кстати, сбалансированного и самодостаточного свода «законов» поведения на дорогах, у которого, коль скоро он имеет международное авторство, нет нынче ни границ, ни каких-либо заповедных «территорий», где действуют исключения.

Зная и исполняя правила, автомобилист рассчитывает на то, что их знают и исполняют другие участники движения. Этот принцип, являющийся краеугольным камнем документа, конечно же, предполагает законопослушание, то есть чёткое следование прописанным в дорожном законе нормам и «формальностям». Пренебрежение ими априори создаёт проблемы для всех – иногда с непредсказуемым развитием ситуации, вплоть до катастрофы и гибели.

Несмотря на то что наша страна по количеству жертв на дорогах, как говорится, не впереди планеты всей, пальма первенства, если посчитать жертвы на 100 тысяч населения и учесть, что у нас не самый большой в мире автопарк, остаётся всё же за нами.

Впрочем, и у стран-«рекордсменов» по количеству погибших на дорогах (Китай и Индия – примерно по 100 тысяч человек ежегодно, США – около 45 тысяч, Бразилия – около 35 тысяч) та же, что и у нас, «базовая» причина ДТП – нарушение Правил и весьма невысокое законопослушание, рост и качество которого простимулированы слабо. Проще говоря, не особо там спрашивают с нарушителей, тем более что контроль за поведением на дороге оставляет желать лучшего. А это расслабляет, чего не скажешь о традиционно законопослушной, казалось бы, ментальности европейцев.

Ну не парадокс ли: в странах, где законопослушание впитывается гражданами чуть ли не с молоком матери, практикуются наиболее жёсткие кары за отступление от Правил дорожного движения! Они, в зависимости от страны, за сущую «мелочь» начинаются от 200–300 штрафных евро, редко ограничиваются тысячей евро и выше, если проступок едва переходит порог потенциальной опасности. А уж потенциально опасные нарушения влекут не только разорительные даже для европейцев штрафы, но порой и отсидку в тюрьме с пожизненным лишением водительских прав.

Посыл к тому, чтобы тебя не разоряли, прост – не нарушай! Родившись законопослушным, оставайся таковым всю оставшуюся жизнь. Ведь жёсткие санкции не обращены на законопослушных, покуда отправляется законопослушание. Однако нарушив – вольно или невольно, – будь добр, доставай кошелёк. Благо всевидящее око современных технических средств визуального контроля и фиксации тех или иных дорожных «хулиганств», негласного патрулирования со скрытой съёмкой и идеально налаженная система взимания штрафов практически не дают шансов остаться безнаказанным.

Таким образом, законопослушание становится выгодным самим законопослушным гражданам. И с точки зрения их кошелька, на который никто не посягает, пока они законопослушны, и с точки зрения их же безопасности. Ну а цифры простимулированного штрафным кнутом законопослушания, думаю, говорят сами за себя. В Великобритании (по данным Еврокомиссии), например, ежегодная смертность в ДТП едва превышает 3200 человек, в Австрии – 700, в Дании – 300. То есть в десятки раз меньше, чем в России, хотя транспорта в Европе пропорционально количеству населения – в пять раз больше. Не лучшее ли это доказательство того, что деньги правят не только миром, но и правопорядком?
 
Гуманности Административного кодекса

Так что не нами, как говорится, придумано, что личный кошелёк был, есть и будет самым действенным инструментом принуждения граждан к законопослушанию. В нашем случае – к следованию Правилам дорожного движения. Беда только в том, что денежная составляющая принуждения к законопослушанию в нашей стране настолько мизерна, что всерьёз говорить о действенности этого инструмента не приходится.
Обратимся к российскому Кодексу об административных правонарушениях и посмотрим, какие санкции им предусмотрены за потенциально опасные нарушения Правил дорожного движения, которые, как уже говорилось выше, собирают основной урожай жертв на наших дорогах.

Вот, пожалуйста: например, за то, что водитель заведомо (!) выехал на дорогу с неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством, его могут оштрафовать аж на целых 300 или 500 рублей! При этом его автомобиль, выражаясь милицейским языком, будет задержан и с него снимут номерные знаки. Но это вовсе не означает, что машина не вернётся владельцу. Разве что его кошелёк похудеет на сумму штрафа, величина которого неизмеримо меньше затрат на ремонт автомобиля или, не дай бог, «стоимости» последствий на дороге от несработавших тормозов, отказавшего руля и, что самое страшное, оторвавшегося на скорости прицепа.

Смотрим дальше: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация... запрещена» влечёт наказание… в виде 100 рублей. Без какого-либо задержания самого транспортного средства. Это притом, что «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации» являются составной частью Правил дорожного движения. Пожалуйста, катайся, пока автомобиль способен передвигаться!

Но это ещё цветочки, да и то относящиеся по большей части к тем или иным неисправностям автомобиля, из-за которых люди гибнут, но не в таком количестве, как из-за грубейших и осознанно совершённых нарушений правил.

Как думаете, сколько стоит проезд на запрещающий сигнал светофора, грубо говоря – на красный свет, тяжёлое ДТП при котором практически гарантировано? Всего 700 рублей.

А сколько стоит превысить скорость – иногда на значения, вдвое превышающие разрешённую? От 100 до 1500 рублей. В особо «наглых» случаях могут наказать штрафом до двух с половиной тысяч рублей и изъять водительское удостоверение. Хотя способны ли образумить эти ничтожные санкции какого-нибудь отмороженного «шумахера», решившего уложить стрелку спидометра до 200 км/час там, где рискованно ехать даже на 80? Между тем в статистике причин практически всех тяжёлых ДТП с человеческими жертвами нарушения скоростного режима занимают верхние строчки.

В тех же верхних строчках гибель пешеходов – более трети всех жертв ДТП. Причём до 80 процентов гибнет не где-нибудь, а на своём законном месте на дороге – на пешеходных переходах. До мая прошлого года нарушение пункта правил, обязывающего водителей пропускать пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, оценивалось в предупреждение или штраф в 100 рублей. С мая санкцию ужесточили – от 800 до 1000 рублей. «Сходная» цена за одно из опаснейших и уносящих ежегодно тысячи жизней правонарушений!

А вот санкции из разряда «всё по сто» за нарушения, которые, думаю, даже не нуждаются в комментариях. Проигнорировал правила проезда через железнодорожный переезд (кроме оговоренных случаев) – 100 рублей. Выехал на перекрёсток, несмотря на то что впереди затор, – 100 рублей. Поленился включить поворотники при совершении манёвров – 100 рублей. Повернул налево или направо с непредназначенной для этого полосы движения – 100 рублей. Развернулся или поехал задним ходом в местах, где эти манёвры запрещены, – 100 рублей. Не пропустил «скорую помощь» – 100 рублей. Не обратил внимания на требования дорожных знаков и дорожной разметки – 100 рублей. Кое-как и где ни попадя припарковался – 100 рублей. Самовольно (без регистрации) установил в «Запорожец» двигатель от «Корвета» – 100 рублей.

Относительно жёстко (но очень относительно, на несколько сотен рублей больше) у нас наказывают за другие нарушения правил, а за езду в пьяном виде и вовсе могут до двух лет лишить водительских прав. Но эти кары всё равно не тянут на инструмент законопослушания, тем более что пьянство за рулём, воспринимаемое как всеобщее зло на дорогах, до этого параметра не дотягивает. Скажут: в статистике ДТП со смертельным исходом у «зелёного змия» не так уж много жертв – около семи процентов (по данным за 2009 год). Что, естественно, никоим образом не оправдывает нетрезвых водителей. Но ведь и у всех остальных нарушений, совершённых в здравом уме и по трезвости, слишком высокая цена, чтобы не задуматься: какой прок от гуманности нашего кодекса? Каким образом относительно небольшие штрафы для не самой бедной прослойки населения, владеющей автомобилями, способны сделать их законопослушными? Что, наконец, мешает материальные санкции за пренебрежение правилами превратить в инструмент законопослушания, способный довести нарушителя до разорения?
Ответов как не было, так и нет.
 
Даёшь «Росштраф»!

Замечательная, но практически неработающая статья Административного кодекса, предусматривающая двойной штраф или арест на 15 суток за неуплату ранее выписанного штрафа, многое в обозначенных вопросах расставляет по своим местам. Особенно, если вспомнить милицейские «субботники» на стационарных постах, в ходе которых вылавливали должников и в качестве компенсации за непогашенный штраф «задерживали» либо мобильный телефон, либо магнитолу, либо другое барахлишко, по несчастью оказавшееся в салоне автомобиля.

Ну что тут скажешь? Какие штрафы – такое к ним и отношение. Причём не только со стороны проштрафившихся, но и тех, кому по долгу службы положено штрафы налагать и добиваться их уплаты. Впрочем, сложившееся положение вещей, свидетельствующее о том, что у Госавтоинспекции до большей части нарушений Правил дорожного движения не доходят руки, не говоря уж о заинтересованности штрафовать, подсказывает: эту область санкций нужно выводить из сферы «интересов» правоохранителей. Не лишая их основной обязанности – поддерживать порядок на дорогах.

Привести в действие инструмент законопослушания могли бы обычные штатские люди, своеобразные дорожные мытари, объединённые, допустим, в Государственную корпорацию по наложению штрафов. Курсируя по наиболее горячим, с точки зрения ДТП и количества автомобилей, регионам, они бы только фиксировали нарушения правил – тихо, не вмешиваясь в жизнь граждан, никого не останавливая и не хватая за рукава. Всё, что нужно для суда, куда может обратиться любой, обнаруживший в почтовом ящике штрафную квитанцию на кругленькую сумму, – это фото или видеозапись конкретного проступка, на конкретном автомобиле, с конкретно читаемыми номерами и другими идентификаторами.

Вопросы выбивания штрафов тоже вполне могут быть в ведении этой корпорации, благо законных способов для этого хоть отбавляй – был бы стимул! Не поможет, допустим, упомянутая статья Административного кодекса с её 15 сутками ареста (по суду) и двойным штрафом – есть ещё более действенный способ (опять же по суду – через Федеральную службу судебных приставов), который вполне может пустить имущество нарушителя с молотка.

Жестоко? Возможно. Однако, если обратиться к не менее жёстким новациям налоговиков, тормозящих на вылете за рубеж должников, не поспоришь с тем, что это дисциплинирует. Нынче многие, прежде чем купить билет, стараются просмотреть свои налоговые истории. И исправно погашают недоимки. Хотя налоговая законопослушность, которой добиваются исключительно давлением на кошелёк, просто меркнет на фоне безудержного дорожного ухарства с десятками тысяч человеческих трагедий и миллиардами рублей прямых и косвенных потерь.

Ибо здесь мы умудрились сделать деньги бесполезными.

Опубликовано
здесь.

ЗЫ. В сегодняшнем инциденте никто не пострадал, кроме моих забитых снегом ботинок.


Comments

( 18 comments — Leave a comment )
sova_spliu
Feb. 5th, 2010 06:50 pm (UTC)
ППКС. Это совершенно очевидно. И так же очевиден второй вопрос:cui prodest?
dunduk_culinar
Feb. 5th, 2010 08:00 pm (UTC)
Выгодно что? И кому?:)
sova_spliu
Feb. 5th, 2010 08:10 pm (UTC)
Выгодно поддерживать коррумпированную систему.А уж кому- тут и отвечать как бы странно:)
_gorynych_
Feb. 5th, 2010 07:27 pm (UTC)
Марат главное сам цел, жив и здоров!!! Остальное ерунда.
Что касается наших дорог, то мне почемуто кажется что за последний год ситуация ооочень ухудшилась. Народ стал ездить както ... необдумано.. может кризис тому виной моджет пятна на солнце яне знаю но АДЕКВАТНОСТЬ водителей снизилась очень сильно!

З.Ы. 1000лет не виделись надоб пересечься какнибудь... ты как?
dunduk_culinar
Feb. 5th, 2010 08:01 pm (UTC)
Конечно, надо пересечься:)
_gorynych_
Feb. 5th, 2010 08:41 pm (UTC)
Выходные или будни? Тебе как удобнее?
dunduk_culinar
Feb. 8th, 2010 06:43 pm (UTC)
Лучше в будни.В выходные я практически не бываю в Москве (начиная с пятницы)
kazakover
Feb. 5th, 2010 08:43 pm (UTC)
мда, в Латвии штрафы побольше сильно... думаю если их увеличить, то все будет еще лучше, но..
1. водитель в праве расчитывать на то, что все участники дорожного движения будут соблюдать эти правила - а пешеходы то не в курсе, и в этом существенная проблема.. в школе ПДД давно не вбивают в головы..
2. дорожное движение часто организовано по принципу "не нарушишь - не доедешь"...

но целом согласна - кажется только большие штрафы и удерживают всех в рамках...
хотя моя привычка притормаживать перед любым переходом часто подвергается порицанию путем гудков, продолжаю считать, что лучше испортить трафик, чем карму...
usatij
Feb. 5th, 2010 11:56 pm (UTC)
Паралельно, если не вначале нужно создать такую автоинспекцию которая и сама бы не нарушала и другим не давала. А иначе, пока чиновники позволяют себе пренебрегать общими правилами, нарушение будет символом "крутости" и опять все скатится к коррупции.
pangma_ru
Feb. 6th, 2010 09:37 am (UTC)
А, по-моему, проблема не в сотрудниках ГИБДД, а намного выше. У нас ведь как: "Перед законом все равны, но кто-то ровнее". Вот и все. Видели ли вы депутатов, которым на ум придет не нарушать правила, а сотрудников инспекции, которые этим депутатам штраф выписывают, а потом эти депутаты штраф оплачивают? А видеокамеры на дорогах и скандалы типа "как вы посмели штраф прислать, это же сват/брат/сестра/любовница чиновника, вы что, не в курсе"? В первую очередь, те, кто должен прививать гражданам уважение к закону, сами этим самым гражданам и демонстрируют, что им до закона... оттуда такие настроения и такое отношение и катятся в народ.
jamesgorinich
Feb. 6th, 2010 01:36 pm (UTC)
Прекрасно понимаю, что вы выступаете за культуру вождения, и вообще, за культуру на дорогах, но не могу согласится с тем, что штрафы играют здесь какую-то роль. Принуждение со стороны органов власти лишь раздражает водителей - увеличение штрафов и т.п. вряд ли приведёт к желаемым результатам.
svetast
Feb. 6th, 2010 04:32 pm (UTC)
+ "у них" выполняется еще как минимум два принципа:
а) симмитричность наказания
б) неотвратимость наказания.
martovsky_nn
Feb. 6th, 2010 05:14 pm (UTC)
все то о чем я думал последние месяца три материализовалось в отдельный текст )

если будет интересно - посмотри тут на реакцию других автолюбителей

http://www.nn.ru/community/auto/main/?do=read&thread=971265&topic_id=19542172

по теме - лучше бы было как в совке одно время. первый раз попался? предупреждение. второй? штраф. третий? большой штраф. не понял совсем и нарушил еще раз? лишение прав.

батя, кстать, рассказывал например, что новичкам одно время в совке было запрещено ездить по трассе в темное время суток, от хорошего штрафа до лишения. и правильно я считаю. опасно очень, даже опытные водители часто "вслепую" со встречкой расходятся. чего там говорить про оленей типа меня без особого опыта...
ioanna45
Feb. 7th, 2010 03:12 pm (UTC)
Иными словами
Законность - главная ценность нации. Это такое благо, производство которого в государстве, превыше производства всех иных материальные благ.
А разбазаривание закона путем его несоблюдения - самое ущербное повреждение достояния народа.
klvictory
Feb. 27th, 2010 03:28 pm (UTC)
Во всем согласна, кроме двух "но".

В августе выехала из незнакомого двора в узенький переулок (но с двумя полосами), знаков нет, направо лицом ко мне знак "пешеходный переход", поехала направо. Оказалось, там одностороннее и я могла только налево, но НИ ОДНОЙ машины навстречу не попалось. Права, конечно, забрали, и я 5 месяцев судилась, чтобы вернуть. Почему я должна отвечать за чью-то халатность, что знаки не поставили? И еще в тему встречки меня убивает - если кто-то припарковался так что объехать его можно ТОЛЬКО по встречке, почему права заберут у объезжающего, а не у этого идиота???

И по поводу штрафов: у меня единственный за 17 лет водительской жизни штраф, за ремень, заплатила через два дня после того как остановили - ДВА ГОДА НАЗАД. Он до сих пор висит в их базе как неоплаченный, несмотря на то, что я дважды подъезжала с квитанцией в ГАИ и просила внести изменения в базу. Это нормально???
supra300
Mar. 10th, 2010 01:56 pm (UTC)
что значит большие штрафы? Они должны быть адекватными проступку и собираться неукоснительно, без поблажек на корочки, со всех. А лёд тронется не когда их задерут, этого не будет, но с тех пор, когда введут дифференцированные штрафы - больше доход - больше размер штрафа. Механизм работает за границами Родины, но работает, каким образом в этой стране он может быть устроен сложный вопрос. Неразрешимых задач нет, есть медленно думающие

То же про скоростной режим. Для того чтобы убрать людей жаждущих скорости надо не запретами и штрафами обирать население, а развивать автоспорт, строить треки, которые в том числе могут приносить и прибыль и пользу. Но это не приходит в голову принимающим решения. Для этого надо немного быть гражданином этой страны, не более того, не на бумаге, а действительно. Жить тем чем живут люди, думать, мечтать...
И готовить, да) У вас интересные рецепты.

А пока нет таких реверансов от власти, передвигаться по дорогам можно только постоянно сканируя пространство думая не только за себя и того парня, но за всех видимых и возможных участников движения и действуя на бо-О-льшое упреждение. И иметь транспорт соответствующий навыкам мастерства.
antimantikora
Mar. 24th, 2010 09:45 am (UTC)
Не зря, видимо, я перебегаю через дорогу по этой зебре - как та зебра.
total_offence
Mar. 24th, 2010 03:44 pm (UTC)
В целом согласен. Печально только то, что часть законов нас почти вынуждают нарушать. Вот врать не буду, я например почти никогда не пропускаю пешеходов на 3-полосной дороге, тк с очень большой вероятностью его собьет попутная машина или мне влетят сзади с неясными перспективами для всех участников движения. И вот такие примеры можно по всем правилам привести.
Единственное реальное решение - объективный суд (возможно институт мировых судей, которые как раз специализировались бы на таких мелких делах), который не верил бы по умолчанию человеку в погонах. Вот тогда можно и штрафы повышать в разы как вы предлагаете и вводить доп наказания за повторные нарушения и тп - с самой необходимостью этого я полностью согласен.
( 18 comments — Leave a comment )