?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 

Московские пробки, отравляющие жизнь граждан в прямом и переносном смысле и ставшие явлением, всегда были щедры на пищу для размышлений.Благо в этом явлении, казалось бы, неоднократно пережёванном, исследованном вдоль и поперёк, но так и не давшем особых надежд на светлое будущее, иногда возникают любопытные процессы вроде стихийного единения пробочников. Его наблюдали тысячи людей, завязших на всех столичных кольцах не так давно – 20 октября.



Два автомобиля на метр

На какое-то время мобильный сервис «Яндекс.Пробки», с помощью которого можно не только отследить движение (а точнее, простаивание) городских транспортных потоков, но и оставить сообщение, превратился в пробочный чат. «Народ едет по трамвайным путям!» – высвечивалось на мониторах пользователей мобильного сервиса. «Предлагаю разбить палатки! Всё веселее!» – следовал ответ. Кто-то явно издевался над бедолагами: «Смотрю на этот красный ад, сидя в кафе и попивая. Холодный душистый пивас». Кто-то сокрушался: «Лучше бы у тёщи ночевал». Кто-то взывал: «Жена, поверь мне, я один в пробке. А не с секретаршей!»

Чуть позже трёхчасовой обмен сообщениями, которые модераторы Яндекса не успевали подчищать, назовут стихийно возникшей социальной сетью «Однопробники» (по аналогии с «Одноклассниками»), которой даже прочат будущее в Интернете. Пусть так, хотя Интернет многоголосо вопиет о московских пробках со времён возникновения Рунета. Проблеме-то почти 20 лет. Точнее, все эти 20 лет она только и делала, что набирала остроту, аки зубная боль, которую пытались унять невразумительными примочками.

Сначала винили саму Москву, спланированную отцами города в далёкие времена на кольцевые и радиальные улицы. Затем виновным признали автомобильный бум, разразившийся на оголодавшем потребительском рынке страны и свалившийся на городские власти как снег на голову. Вскоре подошла очередь дорожных фондов, якобы не вовремя упразднённых из-за нещадного схлопывания из них денег...

Словом, «объективных причин» хватало, тем более что по пробочной проблеме они множились и разбегались в разные стороны, как тараканы, снуя между едва ползущими машинами, в чаду выхлопов и непечатных выражений, проскакивая через бетонные ограждения многочисленных дорожных недостроев и растворяясь где-то по шикарным подмосковным особнякам, счастливые обитатели которых успели-таки приложить руку к источнику финансирования транспортной инфраструктуры города.

В итоге многомиллионный мегаполис имеет почти 4 с половиной тысячи километров дорог. То есть совсем негусто, если посмотреть на долю этих дорог в общей площади столицы: 8 процентов при потребности как минимум 20–25 процентов. В пересчёте на существующий московский парк автомобилей, которых свыше 3,5 миллиона, на метре дорожного полотна должно каким-то образом, встав друг за другом, поместиться два автомобиля гольф-класса. Благо они не выезжают на дороги разом. Но это не меняет ситуацию в лучшую сторону. И чтобы хотя бы минимально «разрулить» уличную тесноту, уже сейчас необходимы 400 километров новых дорог. А их на ближайшую перспективу будет чуть более 40 километров. Да и будет ли ввиду довольно плачевного состояния дорожно-транспортного бюджета столицы?

Впрочем, Москва больна не столько нехваткой дорог, сколько многолетним отношением городской власти к раскупориванию пробочных проблем. Весьма своеобразным, надо сказать, отношением, итог которого больше напоминает авгиевы конюшни. И вот почему.



Венцы чудачеств

Московское чиновничество никогда раньше не отказывало себе в чудачествах. Часть из них вполне безобидна, вроде разработанного «Кодекса москвича», согласно которому негоже жарить шашлык на балконе или появляться в общественных местах в национальных одеждах. Другая часть – серьёзный повод задуматься о деятельности таких чиновников «на благо Москвы и наших москвичей», как они любили выражаться.

Практически всё бывшее столичное руководство «выросло» из бывших партийных (а также комсомольских) райкомов и райисполкомов, удивительным образом приобретя, а затем и воплотив в столичную хозяйственную жизнь замшелую провинциальную ментальность.

За примерами далеко ходить не нужно, если обратиться, допустим, к планомерному уничтожению старой Москвы и насаждению на исторических территориях города объектов для шопинга и развлекухи. Только замшелым провинциалам могло прийти в голову устраивать на Красной площади выступления мотоциклистов на эндуро или запускать вокруг Кремля «забеги» автомобилей «Формулы-1» без оглядки на разрушительные последствия всех этих затей.

Чудачества тех столоначальников по части развития дорожно-транспортной инфраструктуры города и вовсе кричащая иллюстрация упомянутой ментальности. Чего стоят один только проект и строительство такой важнейшей городской артерии, как Третье транспортное кольцо! Каким надо было быть «москвичом», чтобы предположить, что съезды с кольца на радиальные магистрали города равнозначны по загруженности? А ведь предположили же! В итоге, что на Шмитовский проезд, например, что на Ленинградский проспект с Третьего кольца предусмотрен съезд по одной полосе. Но если на Шмитовский по той же одной полосе можно выскочить почти без проблем, то на Ленинградский хвост из желающих съехать выстраивается уже на Беговой улице. Причём не на одной, а на трёх полосах. И так практически по всему Третьему транспортному.

Однако подобные «ошибки», сделавшие Третье кольцо хронически непроходимым почти на всём его протяжении, – сущие пустяки по сравнению с другими чудачествами, изначально порождёнными то ли алчностью, то ли недальновидностью.

Речь, в частности, о маниакальной застройке наиболее напряжённых в транспортном отношении участков города бизнес-центрами и торгово-развлекательными заведениями. Так, например, пали площади у Киевского и Курского вокзалов. Ныне это по скоплениям ползущего и припаркованного транспорта гиблые с точки зрения нормального проезда места. До 10 баллов по десятибалльной пробочной шкале оценивается вполне будничная ситуация у множества станций метро, территория вокруг которых густо усеяна магазинами, лавками и павильонами.

Маниакальная страсть не столько множить пути-дороги, сколько их расширять с неизменным оставлением «бутылочных горлышек», держит в состоянии перманентного паралича Волгоградский, Ленинский, Ленинградский проспекты. Благоустроенное и расширенное Звенигородское шоссе, переходящее в Красную Пресню и упирающееся в мощнейшее сужение на Баррикадной, тормозит уже в районе Магистральных улиц. Кутузовский проспект с «бутылочным горлышком» у Триумфальной арки едва ползёт, начиная от Рябиновой улицы, по утрам и практически замирает в обратную сторону по вечерам... Примеров множество, куда ни ткни в карту Москвы, хотя, наверное, венец чудачеств всё же в другом – а именно, в космической стоимости московских дорог, которая превышает аналогичные европейские показатели в 7–10 раз и продолжает расти.

То, что стоимость километра Московской кольцевой автодороги зашкалила за 100 миллионов долларов, а Третьего транспортного кольца – за 117 миллионов долларов, вещь общеизвестная. Но это стройки эпохальные, с соответствующим размахом средств и воровства, следы которого так и растворились в неизвестном направлении. А как поживают менее грандиозные проекты? Хорошо поживают. С тем же размахом, правда, пока финансовым.

Скажем, на строительство 23 километров городских магистралей в 2011 году запланировано выделить 38 миллиардов рублей, грубо говоря, по 50 миллионов долларов за километр. Это, можно сказать, скромно по московским меркам, в несколько раз опережающим среднероссийские. Однако в 2012–2013 годах власти собираются потратить почти в три раза больше средств – 102 миллиарда рублей на строительство 17 километров дорог. То есть в пересчёте на «зелёные» – не менее 150 миллионов долларов за километр.

Столь фантастические суммы первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин объяснил высокой стоимостью компенсации, которую приходится выплачивать собственникам земель и объектов, попадающих под дорожное строительство. По его словам, суммы компенсаций порой достигают 60 процентов стоимости километра дорожного полотна с учётом инженерных сооружений. Он же припомнил случай, когда владелец киоска в районе станции метро «Сокол» буквально застопорил ход реконструкции Ленинградского проспекта, запросив несусветную сумму за перемещение своей торговой точки.

Однако головная боль чиновников, связанная с компенсациями, сочувствия не вызывает. Потому что это прямое следствие их же чудачеств. Ибо только они, бессменно «рулившие» столицей последние 20 лет, передавали московские земли и объекты недвижимости в собственность тех или иных лиц, как физических, так и юридических. И только они увязывали распродажу городского, по сути, имущества с грядущими перспективами развития Москвы.

Они и куча подведомственных им учреждений и департаментов, в названии которых иногда фигурирует слово «научный».



Роскошь передвижения

По всему получается, что новому московскому мэру, перед которым помимо прочего стоят задачи разгрузить столицу от хронических заторов, досталось непростое наследство. Оно отягощено не только тем, что быстрых и простых решений пробочной проблемы нет и не будет, но и тем, что эта проблема чуть ли не ежедневно нарастает и обостряется.

Город парализуют уже частности: мелкие ДТП и капризы погоды, кое-как припаркованные автомобили и ремонтные работы, внутригородские мероприятия и предпраздничная суета. Давным-давно ушли в прошлое часы пик. Ныне это состояние, служившее хоть каким-то ориентиром в выборе маршрута движения, размыто по времени и пиковые нагрузки на городские магистрали стали явлением непредсказуемым и постоянным.

По какому же пути пойдёт обновленная столичная власть, коль все пути вроде уже опробованы? Этот вопрос не даёт покоя многим, кто простаивает в пробках. Но едва ли большинство москвичей верит, что только строительством дорог можно обойтись. Ведь количественный рост транспорта значительно опережает строительный рост.

Может, поискать резервы в пресловутом «человеческом факторе», оставив ситуацию с пробками, как она есть? Чтобы город заклинило окончательно. Ибо он и так к этому близок. Власти нужно только пережить многоголосый хор проклятий в свой адрес и решить вопросы передвижения по Москве оперативных служб. В конце концов «вечный затор», пожалуй, самый эффективный способ пробудить в московских автомобилистах собственные экономические резоны. Чтобы люди сами решали, что дешевле: «парить» себя и автомобиль в заторе или пересесть в метро. Без принуждений или пропагандистских акций вроде Дня без автомобиля.

Более мягкий, но и оттого более затейливый вариант – начать тотальную чистку городских улиц от припаркованных машин, главным образом оставленных с нарушением Правил дорожного движения, создающих серьёзные помехи и угрозу для пешеходов. В Москве это непаханое поле, к которому власти относились с пренебрежением и даже не пытались его «окучивать».

Дело ведь не столько в принудительной эвакуации оставленного транспорта, сколько в создании действенной системы наложения штрафов, благо образцов для подражания, даже если взять усреднённый европейский город, – воз и маленькая тележка.

В мире мало где воюют с нарушителями кто во что горазд (хотя в Нью-Йорке, например, машину, припаркованную у пожарного гидранта, могут и разбить). Там прибегают к помощи специальных служб, совершающих обходы улиц. Через некоторое время нарушитель обнаруживает под «дворниками» на ветровом стекле штрафную квитанцию. Повторно нарываться на штраф возникает желание не у многих – сумма бывает солидной. И уж таких вопросов: «А где мне парковаться?», как это принято у нас, не задают. Ибо организация бесплатных парковочных мест вовсе не является заботой или головной болью тамошних градоначальников. Выбор места, куда можно было бы, не нарушая закона, пристроить свои личные «четыре колеса», – проблема обладателя этих колёс. С какого рожна она должна решаться за счёт городских территорий?

Рождённый некогда роскошью, а затем ставший средством передвижения, современный автомобиль, коль он повинен в массе проблем, в том числе и социальных, сегодня вновь обретает статус роскоши. Хочешь передвигаться – плати. То есть всё упирается в стимулы для возникновения упомянутых экономических резонов. Практическая реализация этой незатейливой формулы, особенно в государстве, где привыкли жить по принципу «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё», несомненно, изменит состояние умов, а с ними и загруженность дорог.

Что касается строительства новых, кто бы возражал? Главное, чтобы по ним можно было относительно свободно передвигаться. Без этого даже новые дороги – это дороги в никуда.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
shanti_e
Oct. 28th, 2010 09:42 pm (UTC)
пробки в москве- это просто наш бич,но дело в другом-
москва в целом ,уже теперь ,при таком наплыве людей просто НИЧЕЙ-ГОРОД! город который никому не нужен как свое и родное.Тут все приехали в гости,ненадолго или как получится,денег нажить и пофиг на город,на тех кто живет рядом, и вообще на всех в этом городе!Лишь бы денег прибыло на карман!
andersx
Oct. 29th, 2010 08:34 am (UTC)
просто пора поросить гостей столицы убратся домой... Засиделися.
lerka_amra
Oct. 31st, 2010 01:44 pm (UTC)
Перенести столицу куда-нибудь на Урал - и половина народа из Москвы уедет. При этом Москва останется крупным деловым центром, но задыхаться перестанет.
dunduk_culinar
Nov. 3rd, 2010 04:59 pm (UTC)
Не перенесут же)
lerka_amra
Nov. 3rd, 2010 05:40 pm (UTC)
Да всякое бывает. Нужен весёлый самодур, вроде Петра Первого, только сибирский, например.
В любом случае, надо бороться за снижение уровня жизни в столице, за вынос бизнеса и политики куда подальше (желательно не в область, от неё и так ничего не осталось толком). Делать каждому всё возможное, чтобы другим было, чем дышать. Я вот сделала - в Питер уехала. :)

Статья хорошая.
Мне только выводы не очень пришлись - я бы не плату вводила с обычных людей на более или менее честных машинах, а в числе первостепенных мер ограничила бы, например, габариты. Пусть джиповоды по бездорожью гоняют, а в городе пересаживаются на маломерки. Таких и две в ряд с кольцевой съедет. :)
Можно ещё плату за проезд в одиночку ввести. Есть деньги - плати, нет - вози жену (а не покупай вторую или пятую машину на семью в большом городе), детей, случайных попутчиков подвози.
И, конечно, я бы кредитные автомобили запретила. :)
dunduk_culinar
Nov. 8th, 2010 08:51 pm (UTC)
Ну вот, мало того, что у меня джип, он еще и кредитный)) Хотя, честно говоря, Москва по части ездунов - просто отмороженный город. Вы не поверите, здесь даже крохотный Смарт умудряются парковать так, что автобус бы поместился. Ох, прав был Филипп Филиппыч Преображенский насчет разрухи, которая не в клозетах, а в головах!
lerka_amra
Nov. 8th, 2010 09:33 pm (UTC)
Вот-вот, Жып!;)
Да не только парковать - в Москве и ездят странно: нервничают, ругаются друг на друга. Я, когда в Москве жила, всё время водителей жалела - такие усталые и от этого такие сердитые...
varvara6
Oct. 31st, 2010 07:30 pm (UTC)
"Выбор места, куда можно было бы, не нарушая закона, пристроить свои личные «четыре колеса», – проблема обладателя этих колёс. С какого рожна она должна решаться за счёт городских территорий?"
Вот это - тоже здорово...борьба с автомобилистами и, как у нас принято, он виноват уже априори что не пересаживается на общ.транспорт...а почему бы не задаться таким вопросом: а если человек не может передвигаться на общественном транспорте, ну, например, он инвалид или у него какая-нибудь фобия?
dunduk_culinar
Nov. 3rd, 2010 04:58 pm (UTC)
Речь, конечно, не об отдельных категориях автомобилистов.
rostislav541
Feb. 27th, 2011 09:16 am (UTC)
cool:)
( 10 comments — Leave a comment )