?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оно нам нужно?

Если бы меня вдруг спросили, кому я симпатизирую - "красным" или "белым", я, конечно же, ответил бы: "красным". С этим, наверное, уже ничего не поделаешь, ведь я вырос на советской литературе, советском кинематографе и советском, скажем так, прочтении истории. Отнюдь нет: этот в некотором роде идеологический симбиоз, отчасти выстроивший мировоззрение нескольких поколений советских людей, совершенно не повлиял на мои оценки, как "красных", так и "белых". В том смысле, кто из них хуже, а кто лучше. Зверствовали и те, и другие - без разницы в какой степени и в каких масштабах. И среди тех и других были негодяи и исполненные благородства. Выдающихся личностей хватало по обе стороны. Как, впрочем, жестоких палачей и убийц.

А, собственно, почему должно было быть иначе? Они были гражданами одной страны, носителями одной ментальности. И даже - носителями  одной, по сути, идеи, хотя, может, она и звучала по-разному и каждой стороне виделась по-своему. Бились-то между собой за отечество, не за чужие земли. И бились, разумеется, не в белых перчатках, если под таковыми разуметь методы и способы отстаивания своих целей.

Чтобы понять и оценить трагедию братоубийства, вовсе не нужно копаться в архивах, изучать статистику или выслушивать историков, которые, как и все нормальные люди, не могут быть беспристрастными. Есть Шолохов с его "Тихим Доном" - одним из редчайших в мировой литературе произведением, в котором обнаруживается двойное и даже тройное дно. Перечитывая "Тихий Дон" в разные годы, я всякий раз поражался, насколько иначе воспринимается написанное, насколько явно проступают подтексты, насколько громче звучат предостережения - для нас, далеких уже потомков тех, кто в братоубийстве переиначивал мир. В более широком смысле мы вновь подошли к тому, чтобы разделиться на "красных" и "белых" - со всеми этими путиными, навальными, сектами тайного общества "Меча и орала", плачущего по Колчаку, и прочей зюгановщиной и бесовщиной в виде социального расслоения.

А оно нам нужно?

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
ikarevitch
Jul. 21st, 2013 06:37 am (UTC)
Мне видится нынешнее "противостояние" слишком скоморошным. В лихие годины всё суровее было.
dunduk_culinar
Jul. 21st, 2013 10:29 am (UTC)
Однако некоторые классические признаки развития революционной ситуации просматриваются: верхи не могут, низы - не хотят)
(no subject) - ikarevitch - Jul. 21st, 2013 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 21st, 2013 11:04 am (UTC) - Expand
serjj
Jul. 21st, 2013 06:37 am (UTC)
Полностью поддерживаю и разделяю
Тоже перечитывал "Тихий Дон" несколько раз, смотрел фильмы и старый и новый. Конечно, все эти метания Григория Мелехова от красных к белым и обратно как нельзя лучше отражают суть эпохи. И концовка говорит об одном: не хочется человеку войны, хочется растить хлеб, воспитывать детей. Спасибо вам, лучше не скажешь
dunduk_culinar
Jul. 21st, 2013 11:16 am (UTC)
Re: Полностью поддерживаю и разделяю
Да, не хочется человеку войны
shipilevsky
Jul. 21st, 2013 07:06 am (UTC)
Знаете, вот тому камазисту тоже, наверное, не надо было лупиться в автобус.
Только, как же разогнавшийся камаз остановишь? А тут не камаз - страна.
Наберет злых энергий и все эти "надо/ненадо" переедет даже не заметив. Как, впрочем и во времена "Тихого Дона" переехала.
dunduk_culinar
Jul. 21st, 2013 10:31 am (UTC)
Да уж, тут сомневаться не приходится
blog_vadim
Jul. 21st, 2013 07:56 am (UTC)
Дело вовсе не в благородстве или подлости отдельных личностей.
Красная идея - свобода, равенство, братство. Белая идея - все кроме нас рабы и должны знать свое место.

Сейчас никто не говорит о свободе, равенстве и братстве, а просто стараются обоср@ть один другого, чтобы прийти к власти и заиметь побольше рабов. Поэтому оно нам точно не нужно )))
dunduk_culinar
Jul. 21st, 2013 11:01 am (UTC)
Солидарен!
azalt
Jul. 21st, 2013 09:28 am (UTC)
Что-то непросто среди нынешних володиных-железняков представить себе Колчака, вернувшегося и сложившего голову за идею. Мелехов метался между идеями старого и нового. Нынешний народ в его лице как-то не имеет такой развилки. Никто ему даже ничего не обещает, и он не собирается ни за кого идти войной - все для него сейчас жулики.
Откройте все краники с реальной информацией, и пусть сами решат, в кого (а не во что) им больше верить.
dunduk_culinar
Jul. 21st, 2013 11:00 am (UTC)
Колчака непросто себе представить не только среди володиных-железняков, но и среди навальных-немцовых. Хотя, кто их знает, как бы они могли раскрыться, окажись в колчаковскую эпоху:) А что до Мелехова, так он, ведь, не метался между идеями нового и старого, пока не появились носители этих идей и пока не вовлекли массы в братоубийство. Мелехов жил жизнью обычного казака, без развилок, если не считать его личную жизнь.
alexkostabrava
Jul. 21st, 2013 09:20 pm (UTC)
"Зверствовали и те, и другие - без разницы в какой степени и в каких масштабах."
Разница есть, для меня хотя бы, такой геноцид собственного народа, какой устроили красные, думаю белым даже в голову придти не мог.
dunduk_culinar
Jul. 22nd, 2013 03:49 am (UTC)
Речь о периоде гражданской войны, когда были "красные" и "белые".
yussouf
Jul. 22nd, 2013 05:05 am (UTC)
нужно

потому что иначе быть вам черными

ниггерами в какой нибудь экваториальной гвинее, биомассой без просвета и перспектив
moyugolok
Jul. 23rd, 2013 01:02 am (UTC)
Вчера был разговор с приятельницей, приехавшей из далекого газового города.

- Ир, это только у вас в Москве люди готовы отстаивать свои гражданские права. А у нас всех устраивает свое тихое счастье, стабильно льющееся из газовой трубы. И никто не знает про ваши революции, навальных, зато на каждом доме висит плакат от единой россии, и все знают, кому они обязаны своим благополучием.

И, да, кроме первого канала у нас ничего не показывают.
dunduk_culinar
Jul. 23rd, 2013 07:21 am (UTC)
Так ведь революции и происходят в столицах))
(no subject) - oranta - Jul. 23rd, 2013 07:28 pm (UTC) - Expand
oranta
Jul. 23rd, 2013 07:26 pm (UTC)
Сравнивать зверства большевиков по жестокости и массовости со зверствами белых - недобросовестная подтасовка. Того, что творила Землячка в Крыму или Тухачевский на Тамбовщине, не имеет аналогов. Не говоря уже о целенаправленном истреблении казачества и "кулаков" позднее, в ходе раскулачивания и Голодомора.
dunduk_culinar
Jul. 24th, 2013 08:08 am (UTC)
Я вроде как и не пытался что-либо сравнивать, понимая, что сравнения в контексте зверств и убийств (кто больше) - вещь сомнительная, мягко говоря. Зверства и убийства (братоубийства), кем бы они не совершались (а они совершались и теми, и другими, пусть в разных масштабах) - ничем нельзя оправдать. Разве не так? Симпатии к тем или иным диктуются, должно быть, не отдельными поступками отдельных персонажей, даже если эти поступки совершались "во имя", согласимся, не самых худших идей - братства, равенства, справедливости с одной стороны и своего видения обустройства Отечества - с другой..
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 08:56 am (UTC) - Expand
zarev_grad
Jul. 23rd, 2013 07:35 pm (UTC)
Конечно нужно, хотя бы для того, чтобы наконец преодолеть это расслоение на красных и белых.
oranta
Jul. 24th, 2013 08:32 am (UTC)
Это разделение непреодолимо. Среди русских всегда будут Преображенские и Шариковы, среди евреев всегда будут Борментали и Швондеры.
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - zarev_grad - Jul. 24th, 2013 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - slovo13 - Jul. 27th, 2013 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 28th, 2013 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - slovo13 - Jul. 28th, 2013 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 28th, 2013 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - slovo13 - Jul. 28th, 2013 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jul. 24th, 2013 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zarev_grad - Jul. 24th, 2013 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - oranta - Jul. 24th, 2013 10:05 am (UTC) - Expand
( 50 comments — Leave a comment )