?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера посмотрел несколько сюжетов, связанных с созданием единого учебника истории для общеобразовательных школ и немало подивился происходящему. Конечно, согласен с тем, что детей следует учить по одному пособию, отражающему исторические факты, а не их интерпретацию. Согласен и с тем, что в таких делах давно надо было избавиться от идеологической шелухи, что над учебником должны работать специалисты, способные хотя бы на время забыть о собственных политических пристрастиях и взглядах. Ну и, как говорится, так далее.

Удивление у меня вызвало другое, уж коль скоро ученые мужи прониклись поставленными перед ними задачами и даже в виде некоей концепции, по которой напишут будущий учебник, эти задачи осуществили. Может это кому-то покажется мелочью - одновременно преподнесенная новая трактовка в обозначении некоторых исторических событий - но это далеко не мелочь. Речь, например, о том, что "белогвардейцы" в новом учебнике истории будут называться не иначе, как "антибольшевистские силы". Термин "татаро-монгольское иго" будет звучать, как "иго Золотой Орды". Великая октябрьская социалистическая революция 1917 года фактически уйдет в небытие, поскольку новый термин "Великая российская революция" объединит не только события 1917 года, включая февральскую революцию, но и период Гражданской войны. Ученые напридумали ещё другой разной хрени, вроде "советского варианта модернизации", когда правил Сталин.

В связи с этим не может не возникнуть вопрос: с какого бодуна всё это возникло? Это здесь-то избавление от идеологической шелухи, если с одной стороны в трактовке исторических терминов торчат уши либералов, мечтающих порушить непонравившиеся им памятники, а с другой - просматривается очередное выполнение плана по толерантности в национальном вопросе? Это таким вот образом решено осуществить задачу по отражению исторических событий, если эти события, давным-давно получившие название и, таким образом, закрепленные в истории, фактически интерпретируются? Чем же это деяние отличается от уничтожения памятников, не говоря уже об уничтожении исторической памяти, особенно если учесть, что историю переписать можно. А литературу мы тоже станем переписывать?

Как вы думаете, в какой тупик встанет, например, школьник, выросший на термине "антибольшевистские силы" и вдруг открывший булгаковскую "Белую гвардию"? Как он будет "расшифровывать" Шолохова, Панфёрова, Бабеля, Фадеева - словом, произведения огромной армии русских и советских писателей (да и зарубежных тоже), где нет таких понятий, как "антибольшевистские силы", "иго Золотой Орды" или "советский вариант модернизации"? А может, этот огромный пласт культуры, охватывающий не только литературу и искусство, но и народный фольклор, больше никого ничему не учит и его, во избежание путаницы в терминах следует похерить и сделать своим духовником Гарри Потера?

...Не так давно здесь же, в ЖЖ, я как-то поскандалил с одним "историком". Этот, между тем, доктор наук, по совместительству читающий ещё и лекции в одном из православных приходов, очень печалился по тому обстоятельству, что переименованием улиц или установкой (и сносом) памятников ведают не историки, а чиновники. Дали б ему, как историку, волю и власть в этом вопросе, он бы и Колчаку памятник в Омске поставил, и улицы с большевистскими именами переименовал. Он не внял моим намекам, что заниматься исторической наукой - это один род деятельности, а переименование улиц или установка памятников - другой. Более того, эти сферы деятельности сопряжены с настолько разными задачами и разной ответственностью (не перед вышестоящими инстанциями, а прежде всего перед людьми), что уж лучше "ученому" в тряпочку помолчать. Или, в крайнем случае, выступить экспертом по какому-то историческому вопросу.

Может, я и погорячился, конечно, но меня трудно переубедить в том, что бездумная, то есть без учета или изучения мнения людей, установка, например, памятника Колчаку добавит нам спокойствия и согласия.

История, если вернуться к новым терминам в обозначении тех или иных давних событий, однако, как видим, повторяется. Что ж, посмотрим, чем она закончится.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
svetushka123
Jan. 17th, 2014 11:23 am (UTC)
что-то мне кажется, вряд ли
современный школьник будет читать Шолохова и прочих писателей из вышеперечисленного списка.
dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 11:23 am (UTC)
Re: что-то мне кажется, вряд ли
Будет читать со словарем?
(no subject) - svetushka123 - Jan. 17th, 2014 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 11:26 am (UTC) - Expand
pensioner58
Jan. 17th, 2014 11:28 am (UTC)
"...Как вы думаете, в какой тупик встанет, например, школьник, выросший на термине "антибольшевистские силы" и вдруг открывший булгаковскую "Белую гвардию"? Как он будет "расшифровывать" Шолохова, Панфёрова, Бабеля, Фадеева, Антонова-Овсеенко - словом, произведения огромной армии русских и советских писателей (да и зарубежных тоже), ..."

Будут изучать в школах творчество Пелевина, Солженицина и прочих Задорновых. Что удивляться то?

"... он бы и Колчаку памятник в Омске поставил..."

Не самая плохая идея, кстати ...

dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 11:32 am (UTC)
С идеей никто и не спорит. Другое дело, чем обернется её реализация - тишиной и покоем или новым раздраем? Кто это может сказать наверняка без изучения общественного мнения?
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrainec_k - Jan. 17th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jazzrex - Jan. 17th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jazzrex - Jan. 17th, 2014 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 01:26 pm (UTC) - Expand
donna_hella
Jan. 17th, 2014 11:38 am (UTC)
идея хорошая, а реализация как всегда.
как по мне, так это не избавление от идеологической шелухи, а замена одной шелухи на другую.
"а вы друзья как ни садитесь..."

ну и да, мне кажется, что весь этот культурный пласт мимо среднего современного школьника пролетит со свистом.
dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 11:44 am (UTC)
Я в этом и не сомневаюсь, пока школьник учится в школе. Но ведь он станет взрослым, так или иначе будет "образовываться" дальше, вот тут-то засоренность его головы новыми терминами может сказаться.
(no subject) - donna_hella - Jan. 17th, 2014 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - dunduk_culinar - Jan. 17th, 2014 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pensioner58 - Jan. 17th, 2014 01:31 pm (UTC) - Expand
svetushka123
Jan. 17th, 2014 11:49 am (UTC)
напомнило часть из фильма "рассказы":
https://www.youtube.com/watch?v=K-8R_4kxa6g

Edited at 2014-01-17 11:49 am (UTC)
moyugolok
Jan. 17th, 2014 12:09 pm (UTC)
Я с тобой и твоими выводами согласна, но к кому мы будем обращаться с нашим несогласием? Неужели нас кто-то услышит?
dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 12:30 pm (UTC)
Я этот вопрос собираюсь в газете своей поставить, а она, как никак, издается Федеральным собранием и им же и читается. К тому же я слышал, что концепция единого учебника будет выставлена на общественное обсуждение. Может, и люди что-то скажут по этому поводу и к ним прислушаются.
(no subject) - moyugolok - Jan. 17th, 2014 12:31 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 17th, 2014 12:14 pm (UTC)
В целях конспирации назовем красный кубик синим шарик
Пользователь donna_hella сослался на вашу запись в записи «В целях конспирации назовем красный кубик синим шариком.» в контексте: [...] взят у в "Белую гвардию" Булгакова переименуют в "Антибольшевистские силы" [...]
ukrainec_k
Jan. 17th, 2014 12:48 pm (UTC)
Я думал только у нас под каждого министра образования история переписывается.
dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 12:55 pm (UTC)
Нет, это было поручение президента.
akvalang58
Jan. 17th, 2014 02:32 pm (UTC)
История вообще не наука.
Просто способ глядеть в прошлое.
dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 08:11 pm (UTC)
Наука всё, где нужны специальные знания
(no subject) - akvalang58 - Jan. 17th, 2014 08:20 pm (UTC) - Expand
ford40
Jan. 17th, 2014 04:18 pm (UTC)
сегодняшним еще рано писать историю, это как коммунисты, только с обратным знаком
dunduk_culinar
Jan. 17th, 2014 08:12 pm (UTC)
Но они не сегодня родились. И даже не вчера. Если иметь ввиду, например, академика Чубарьяна
(Anonymous)
Jan. 18th, 2014 03:36 am (UTC)
марина нефедова
Вопрос очень интересный. И не даром он вызвал такую бурную дискуссию.Люди должны знать историю своей Родины чтобы быть настоящими гражданами.И хороший учебник истории вещь нужная.Но вот беда.Я постоянно общаюсь с молодыми людьми,выпускниками школы и не только.О ужас! Большинство вообще ничего не знает об истории России.То есть вообще ничего.Более того,когда начинаешь им что-то рассказывать некоторые говорят, что им это знать и не нужно.И на эту пустоту накладываются всякие бредни о том,что мы потомки ариев или каких-нибудь атлантов,или что вообще все народы произошли от славян.Тут я конечно утрирую,но ситуация похожа.И как это ни печально,новый учебник,пусть даже самый лучший, ситуацию вряд ли изменит.Они не читают нынешний учебник, не будут читать и новый.Да и в целом уровень образования в стране резко упал.И процент неучей растет.Как подумаешь,что будет со страной лет через 20-30 руки опускаются.В образовании нужны серьезные изменения.А учебник ,это конечно важно,но не достаточно.
sivsja
Jan. 18th, 2014 06:19 pm (UTC)
"антибольшевистская гвардия,
нехороший барон,
вновь нам готовят
цааарский трон"
© песня из нового учебника

:)
mofolog
Jan. 21st, 2014 01:51 pm (UTC)
Всегда бесило одно - паспорт . Точнее прописка. Во. Живет человек на улице Ленина. Ленина не знал. Может любил. Может нет. Хренах - улица Иванова. Паспорт под замену, документы на машину под замену. Да срать я хотел на Иванова. Я и его не знал. Дайте спокойно умереть на улице Ленина. Вот тоже и про книги ... Что Автор написал на обложке - вот так и должно быть. А то уже скоро надо будет говорить АфроМосквич ..... Я думаю, что Тайгеру и Майклу глубоко пофиг кто они там. Есть миллиард - да хоть конем назови )))))
mofolog
Jan. 21st, 2014 01:55 pm (UTC)
Ой - кстати всех болельщиков ЦСКА с нашим годом! Возьмем Золото! Ну это так, к слову ))))
( 44 comments — Leave a comment )