?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(по заказу  "Автомобильных известий" )















Мне кажется, определение «город контрастов», так или иначе применимое к любому мегаполису, наиболее подходит Стамбулу. Здесь сошлись контрасты географические, разбросавшие самый большой город Турции по разным сторонам пролива Босфор, по двум материкам — Европе и Азии, и по берегу Мраморного моря. Контрасты социальные — 15 млн человек живут на «площадке» 180х50 км очень не одинаково, и в разных условиях. Здесь каждый год появляется около тысячи новых улиц, а любая постройка, возведенная за одну ночь, считается законной. Контрасты этнические, исторические, конфессиональные и прочая, прочая. Потому что Стамбул — это Стамбул, некогда — Византий (отсюда — Византийская империя), позже Константинополь, столица Восточной Римской империи. Город, в котором все минувшие эпохи оставили неизгладимый след.

Парк трехлетнего периода

Единственное, что выбивается из череды стамбульских или уж, по большому счету, турецких контрастов, — это, так сказать, общее «лицо» местного автопарка. О нем нельзя сказать, что оно «кричащее». В самых разных смыслах. Оно не мозолит глаз убогостью и засильем древних рыдванов, в отличие, например, от египетского. Не блещет пресноватым, но все же разнообразием парка старушки-Европы. В нем нет практически ничего от роскоши автопарка янки. Как нет почти ничего похожего на наш, московский, «жигулевско-мерседесовский» коктейль. Турецкий автопарк относительно ровный, с преобладанием бюджетных корейских, французских (а точнее — турецко-французских и французско-румынских), итальянских (итало-турецких) автомобилей В- и С-класса, относительно свежих и относительно вместительных, если под последним разуметь седаны.

Да, этот тип кузова среди тамошних автомобилистов считается наиболее предпочтительным. Какой-либо особой загадки, заставляющей многих мировых автопроизводителей приделывать к изначально задуманному хэтчбеку «зад», я в этих предпочтениях не вижу. Большинство автомобилистов любой не самой богатой страны, могут позволить себе одну машину, да и ту — на все случаи жизни. И скарб какой-нибудь перевезти, и вписаться в улично-парковочную толчею, и, так сказать, лицо сохранить — не видно, что «едет» в багажнике за спиной: чопорный чемоданчик Samsonite или ящик со свежевыловленными сардинами для рыбного базара.

Забавно, что стамбульский автопарк главным образом ярко-желтый. Но это уже не столько показатель колористических предпочтений, сколько — рода занятий значительной части населения. Стамбул буквально нашпигован такси, состоящих из машин тех же, уже упомянутых, классов. Народ упорно стремится зарабатывать — кто извозом, кто перемещением своего груза из точки «А» в точку «Б», а с учетом того, что Стамбул, как и любой другой восточный город, представляет собой труднопроходимую торговую площадку, процессы извоза и перемещения грузов протекают очень интенсивно. Что сказывается и на потребностях автомобилистов, и на потребности страны в периодическом обновлении автопарка.

И он обновляется. В Турции порядка 9 миллионов автомобилей (на 70 миллионов жителей). И лишь две трети этого парка состоит из транспорта старше трех лет. Треть — новые или почти новые машины. Для развивающегося рынка — довольно высокий показатель. Не случайно Турция и по сей день остается для мировых автопроизводителей одной из самых интересных и перспективных стран, хотя первый «колышек» в турецкий рынок был забит ими более полувека назад.

И для себя, и для других


С 1954 года силами компании Turk Willys Overland началось производство внедорожников, затем — коммерческого транспорта: грузовиков и автобусов. В начале шестидесятых годов в Турцию пришли Fiat, Renault, Ford, наладившие лицензионную сборку своих, но под турецкими брендами, легковых автомобилей — Tofas, Oyak, Otosan. Вскоре появился и собственно турецкий Otosan. А, начиная с девяностых годов, в Турции развернули свое производство Toyota, Mitsubishi и Hyundai.

Интересно, не только то, что нынешнее ежегодное производство турецких автомобилей, как легковых, так и коммерческих, неуклонно приближается к полумиллионной отметке, но и то, что гигантскими темпами растет экспорт, который в этом году достиг 80 (!) процентов от общего числа произведенных внутри страны машин. Причем в качестве импортеров выступают и развивающиеся регионы, и Евросоюз (до 70% экспорта), куда, главным образом, уходят турецкие коммерческие автомобили и автобусы, привлекательные и стоимостью, и качеством. К слову сказать, популярный в Европе Ford Connect, выпускаемый турецким Otosan и практически в полном объеме экспортируемый, нигде, кроме как в Турции, не производится.

Стараются не упускать своего и импортеры, коль скоро в стране не ослабевает потребность в новых автомобилях и новых моделях. Основная доля импорта приходится на Ford и Renault, что не удивительно, учитывая прочные позиции этих компаний в Турции, они располагают собственными или совместными с турками производствами. Однако и другие производители не дремлют, тем более что приверженность покупателей «своим» брендам нивелируется такими существенными вещами, как привлекательная стоимость «чужаков», или та же их способность отвечать местным вкусам.

Вовсю пробуют турецкий рынок на зуб вездесущие китайцы. Например, Cherry с седанами, носящими несколько претенциозные названия, вроде Boss или Queen. Вполне уверенно продвигается малазийский Proton. Не прочь заполучить свое и иранский IKCO со своим единственным пока седаном Samand.

Конечно, стремление почувствовать себя равным среди равных демонстрируется пока не столько на улицах, сколько на выставочных площадках. Но ведь известно, насколько симптоматичны эти самые площадки в странах, где автомобили демонстрируются не только на потеху публике.

Автосалон


Наиболее наглядно эту тенденцию высветил крупнейший в Турции 11-й автосалон, прошедший в начале ноября. Экспозиции ведущих мировых автомобильных брендов разместились в 7 павильонах Стамбульского выставочного центра. Конечно, как и на любом другом автомобильном шоу, и здесь гремела музыка, а те или иные марки или модели представляли гостям очаровательные барышни. На стенде Kia, к примеру, «лицом» корейской компании была наша Анна Курникова. Однако по сравнению с аналогичными европейскими салонами на Стамбульском очень хорошо просматривались сдержанность и деловитость.

Сдержанность во многом была определена тем фактом, что этот салон проходит под занавес года, когда главные мировые и европейские премьеры уже отшумели в Женеве и Париже. Хотя это же обстоятельство позволило автопроизводителям, по крайней мере, определиться с ценами. Поэтому каждый посетитель мог не только на эти премьеры посмотреть, но при желании к ним и прицениться, тем более, что на ценниках были проставлены соответствующие суммы в новых турецких лирах. В общем, к автомобилям было сложно даже подступиться.

Еще один штрих, свидетельствующий о сдержанности и деловитости салона — практическое отсутствие на стендах концептуальных разработок. Их на всю выставку набралось с полтора десятка, что нехарактерно для автошоу. Зато чуть ли каждый стенд, за исключением стендов люксовых или эксклюзивных марок, так или иначе демонстрировал автомобили, «заточенные» под нужды местного рынка. В этом плане особенно лихо выглядела экспозиция Peugeot c 206-й моделью, выполненной в кузове седан. Признаться, некогда всеобщую европейскую любимицу, дебютировавшую в 1998 году в виде трех- и пятидверного хэтчбека, непривычно было видеть в столь странном обличье. На мой взгляд, стилистически она уж слишком напоминает вазовскую 99-ю модель с «пришитой» кормой. Такое ощущение, что французы, очень ревностно относящиеся к дизайну, на этот раз наступили на горло собственной песни — вынужденно, коль скоро дни 206-го сочтены, а «специфика» регионального рынка требует своего.

Два дебюта


На Стамбульском автосалоне состоялись две в полном смысле мировые премьеры. Первым завесу над моделью Linea снял дружественный турецкому автопрому Fiat. Машина — это, разумеется, седан — выглядит весьма гармонично, в полном соответствии с нынешними дизайнерскими тенденциями: относительно короткая корма и столь же небольшой выразительный передок. Основное пространство 4,5-метрового автомобиля отдано салону. Однако это чисто визуальное восприятие: объем багажного отделения Linea не такой уж и маленький — 500 литров. Между прочим, со следующего года эта модель будет собираться в России, на заводе ЗМА, принадлежащим «Северсталь-Авто». Компания обещает «широкую гамму дизельных и бензиновых силовых агрегатов», в том числе для российского рынка, так что «Автоизвестия» еще, пожалуй, не раз вернутся к рассказу об этой новинке.

Вторая премьера состоялась на стенде General Motors, представившего публике седан Opel Astra. Опелевцы не скрывали, что машина целиком и полностью ориентирована на «растущие» рынки, где, по словам исполнительного директора по европейскому маркетингу компании Opel Алена Виссера, немало «потребителей классических компактных седанов».

Разработанная в опелевском Международном проектном центре, Astra-седан смотрится не менее современно и гармонично, нежели итальянская Linea и действительно — компактно, хотя и построена машина на удлиненной по сравнению с 3-х и 5-дверным хэтчбеком базе. Поэтому и общая длина Astra слегка превосходит длину итальянского визави, и составляет 4618 мм. Но объем багажного отделения такой же — 500 литров.

Техническое оснащение седана обещает быть небедным. На соответствующие рынки машина поступит с двумя дизелями разной мощности, и двумя же бензиновыми моторами, самый «слабый» из которых развивает 90 л.с., а самый мощный — 140. Помимо этого Astra будет комплектоваться четырьмя видами КПП — 5-ти и 6-ступенчатой «механикой», 4-ступенчатым «автоматом» и полуавтоматической коробкой Easytronic. Под выпуск этой модели задействован завод Opel в польском Гливице, а продажи, в том числе и в России, планируется начать в середине следующего года.

Теперь — о том, что автопроизводители показывали публике без, так сказать, премьерного шума и блеска.

Модельный ряд


Помимо премьерной Linea стенд Fiat, безусловно, украшал внедорожный концепт Oltre, призваннsq, на мой взгляд, поставить акцент на том, что не все «Фиаты» маленькие. Oltre выполнен в духе Hammer, и почти соответствует его размеру. Однако его вряд ли ждет конвейерное будущее. Чего не скажешь, наверное, о полноприводной Panda Monster. Обликом она вполне соответствует названию, а вот начинка «миролюбивая» — 1,3-литровый мотор мощностью 70 л.с. Разные модификации хэтчбеков Punto и Sedichi уже знакомы нашим читателям.

Своеобразным эпицентром экспозиции Alfa Romeo явилась 159-я модель, оснащенная 150-сильным дизелем объемом 1,9 л. Машина, что прежде было нехарактерно для «итальянцев», получила не так давно пять звезд по итогам краш-тестов EuroNCAP.

Компания Lancia, помимо хорошо знакомой Thema, порадовала обновленной версией 3-дверного хэтчбека Ypsilon. Обновления, правда, скорее косметические, нежели кардинальные. Хэтчбек комплектуется 90-сильным бензиновым мотором объемом 1,3 л.

General Motors выкатил, разумеется, не только продукцию Opel и Saab, а также линейку Chevrolet. Из более или менее новых машин любопытство публики вызывал кроссовер Captiva — пока еще редкое на дорогах явление. Не менее любопытным показался и «потомок» корейского Matiz, литровый 66-сильный Spark. Опелевский стенд, помимо упомянутой Astra, украшала полноприводная Antara, представленная в двух версиях — с 2-литровым дизелем (150 л.с.) и бензиновым V6 (227 л.с.).

Daihatsu чего-то особо выдающегося в Турцию не привез, не считая обновленного Terios со 105-сильным мотором, на который уже объявлена цена. Поэтому сконцентрировал внимание публики на яйцевидном концепте D-compact x-over и крохотном Copen, представляющем чисто познавательный интерес.

Стенд китайской компании Cherry, пожалуй, превосходил по площади экспозиции других участников шоу, и был густо уставлен разными моделями — от упоминавшихся уже Queen и большого универсала Boss, до концептуального автомобильчика S16. Но то, что китайский автопром стремится идти в ногу с мировым, свидетельствовали лихо скроенные хэтчбек Tiggo со 107-сильным мотором и однообъемник Kimo с чуть более скромным мотором, развивающим 87 сил.

Европейское подразделение Ford представило Mondeo, Galaxy и новую версию коммерческого Connect Kombi. Как и прочие фордовские Connect, этот симпатичный фургончик будет производиться только здесь, в Турции.

Обновленный Mitsubishi Pajero c двигателями мощностью 140 и 170 л.с. тоже не сразу расчехлили, чтобы показать публике. Что понятно: для местного рынка это не самый актуальный внедорожник, хотя бы с «климатической» точки зрения. С той же точки зрения куда более актуально смотрится Colt с откидывающимся верхом (107 л.с.). Но дороговат, и больше воспринимается как ладно сделанная игрушка.

Из наиболее привлекательных новинок можно отметить хэтчбек Toyota Auris, показанный не так давно на Парижском автосалоне. Японцы намерены с 2007 года «выпустить» на рынок эту машину в качестве замены Corolla. Он выше, шире и длиннее нынешнего бестселлера.

Близкая турецкому автопрому французско-румынская компания помимо хорошо известного Logan, выпускаемого под брендом Dacia, показала концептуальный Logan Steppe, в конвейерное будущее которого верится с трудом. Правда, это впечатление может быть обманчивым, учитывая то, какие ставки делает Renault на свою дочернюю компанию в Восточной Европе.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
dunduk_culinar
Dec. 2nd, 2006 09:50 pm (UTC)
Спасибо.
Мне известно, что 206-й седан делают в Иране. Это просто камень в огород Пежо: они-таки выставили его на своем стенде со всем своим модельным рядом, включая 907RC:).
Напористость IKCO не может не вызывать уважения, если учесть, что Samand продается и у нас. Я наблюдал, как его продвигают на турецкий рынок, да под давлением китайского автопрома... Словом, ребята особо не смущаются:)
(Anonymous)
Dec. 2nd, 2006 08:57 pm (UTC)
Марат хочу книшшко с потпесью на памедь
Марат, можед быдь падгониж книшшко с афторским афтогрофом? Чиста не ис карысных интиресоф а на памедь.
(Anonymous)
Dec. 2nd, 2006 08:59 pm (UTC)
Учащийся профтехучилеща
А чой та ты миня забанел?
dunduk_culinar
Dec. 2nd, 2006 09:43 pm (UTC)
Re: Учащийся профтехучилеща
Я даже не знаю, как здесь банить. А с книжкой нет проблем. Подъезжай. Будет тебе и автограф, и книжка.
(Anonymous)
Dec. 4th, 2006 08:10 pm (UTC)
Учащийся профтехучилеща
Куда падъежжжадь?
turkess
Jun. 28th, 2008 07:09 pm (UTC)
вот есть интересный материал про импорт в Турции
ranezarmy
May. 4th, 2010 11:07 pm (UTC)
Добрый день
Подскажите пожалуйста какова цена Opel Astra в челябинске? Думаю купить себе свежую машину, но к сожалению не знаю какие сейчас цены.
lekssuss
Jun. 7th, 2010 12:47 pm (UTC)
Главное - не перейти улицу на тот свет!!!
(Anonymous)
Apr. 11th, 2014 08:22 am (UTC)
MfArFLAxSphTYXjnjXdZqb
tramadol online pharmacy no prescription needed - tramadol withdrawal ease
( 9 comments — Leave a comment )